keleg> А у меня, уж извините, еще одна идея.
keleg> К КЧФ же были приписаны системы А-222 "Берег", испытывались как раз в Крыму.
keleg> 130 мм снаряды с радиовзрывателями, НЯП, дают в том числе воздушный подрыв и осколками покрывают метров 200 вокруг.
keleg> Т.е. ОЧЕНЬ точно по БЭКам стрелять не надо, нужно лишь упреждение по курсу дать и расхерачить любое количество БЭКов дешево и стандартными средствами.
В далекие 30-40-е годы морскими силами РККА были инициированы исследования эффективности применения состоявших в боекомплекте 130/55 орудий шрапнельных снарядов. Первоначально эти исследования преследовали достаточно ограниченные цели – установить наивыгоднейшие интервалы для шрапнели при стрельбе по торпедным катерам, что имело существенное значение для составления соответствующих таблиц стрельбы из 130/55 орудий. Однако в процессе исследований было решено не ограничиваться только этим вопросом, но и дать общую оценку действительности 130-мм шрапнельного снаряда при стрельбе по торпедным катерам. Для этого в период с 4 февраля по 8 марта 1940 года на Пугоревской батарее были произведены специальные стрельбы, целью которых было практическое определение эффективности пулевой шрапнели при стрельбе 130/55 орудия по торпедным катерам.
Для испытаний был отобран торпедный катер Г-5, который установили в 200 метрах от орудия (считая от дульного среза до середины рубки торпедного катера) под курсовым углом 15°. Борт катера, обращенный к орудию, его палуба и рубка для достоверной фиксации попаданий шрапнельных пуль дополнительно были обшиты фанерой.
Всего по катеру было произведено 14 выстрелов снарядом с пулевой шрапнелью чертежа №45122/ГУК (содержит 663 пули) с разными интервалами подрыва, с имитацией разных боевых дистанций и с различной начальной скоростью снаряда.
Результаты стрельбы были следующими: 2-й и 3-й выстрелы (начальная скорость снаряда 413 м/с, дистанция стрельбы 34,1 кбт) дали 106 и 68 попаданий шрапнельными пулями соответственно, из которых только 27 и 4 (25% и 4%) пробили обшивку катера; серия выстрелов с 4-го по 9-й имитировала дистанцию стрельбы в 28,5 кбт (начальная скорость снаряда 413 м/с), при этом 4-й и 5-й выстрелы поразили катер 70-ю пулями, из которых только 5 (7%) пробили его корпус; 6-й и 9-й выстрелы дали 98 попаданий при 39 пробитиях (40%), а 7-й и 8-й выстрелы – 169 попаданий при 37 пробитиях (22%); серия с 10-го по 14-й выстрелы имитировала дистанцию стрельбы в 20,5 кбт (начальная скорость снаряда 571 м/с), при этом 10-й и 11-й выстрелы поразили катер 117-ю пулями, из которых только 38 (33%) пробили его корпус; 12-й и 13-й выстрелы дали 63 попадания при 4 пробитиях (6%), а 14-й выстрел – 122 попадания при 42 пробитиях (34%). Таким образом, суммарно в торпедный катер попало 813 шрапнельных пуль, из которых только 199 или 25% смогли пробить наружную обшивку. Помимо этой информации стрельбы дали представления о том, что дополнительным поражающим элементом шрапнельного снаряда выступил его «стакан» – в 9-ти случаях (64%) он поразил катер, при этом в большинстве случаев попадание пришлось в район боевой рубки катера примерно по середине ее высоты.
Результатом проведенных исследований и практической стрельбы стало совершенно ясное убеждение в низкой эффективности шрапнельных снарядов при отражении атак торпедных катеров.