В опубликованных документах ВВС США сообщается, что причиной крушения 15 мая 2020 г. истребителя Lockheed Martin F-22A Raptor (номер ВВС 01-022, серийный номер 4022) из состава 43-й эскадрильи 325-го истребительного крыла в районе авиабазы Эглин во Флориде стала «ошибка технического обслуживания, совершенная после мытья самолета», которая «повлияла на сигналы системы управления, получаемые самолетом». Согласно данным расследования, самолет сразу после взлета с Эглин стал терять управление и давать непроизвольные крены, фактически утратив контроль над машиной летчик катапультировался.
Фото © ВВС США
In the confusing aftermath of the crash, F-22 and F-35 fighter jets almost collided in midair as well.
// www.airforcetimes.com
В тот день, 15 мая, машина сразу после взлета начала прогрессивно глючить, отказалась делать левый поворот, сделала полубочку и воткнулась в землю. Пилот катапультировался.
ВВС ранее писали, что не организовывали длительное расследование, вместо того требуя усилить точное выполнение обычных процедур. Зато командование начало направленное расследование.
Из выясненного:
В тот день пилот в чине капитана ввс и с позывным "Хорнет 1" должен был вылететь на учения вместе с 6 F-35, 4 F-16C и еще двумя другими F-22, все из 43 ИАС.
Данная эскадрилья - единственная часть, проводящая реквалификацию пилотов ВВС, НГ, и Резерва ВВС.
После взлета в 8:30 на панели загорелось предупреждение. Никаких иных неполадок не было, потому пилот продолжил набор. После набора 15 метров машину начало кренить влево.
Пилот решил, что выбило форсаж на левом двигателе. Расследование по ЧЯ показало, что РУДы были выставлены ровно. Пилот другого Ф-22, Хорнет-2, сказал, что оба двигателя выглядели нормально.
При наборе в 45 градусов загорелось еще одно предупреждение о деградации данных сенсоров.
В то же время машину вновь начало кренить влево и без предупреждения нос пошел вниз.
Ведомый сказал "его машина была почти перевернута"
"В этот момент я подумал, что, возможно, пора выходить, потому что не контролирую машину" - описал Хорнет-1
Он выровнял крен, всё казалось нормальным, потому продолжили вылет.
Вскоре выскочило предупреждение, что перегрузка повредила планер.
Пилот решил аккуратно выжечь топливо и вернуться на базу, сев на самую длинную впп.
"Когда я пересек 3 км, машина снова стала почти неконтролируема. Постоянное желание свалиться в левый крен вынуждало со всей силы давить ручку вправо (левый поворот стал автоматически невозможен)
Пилот заметил ,что приборка показывает более высокие скорость и высоту, нежели сообщил ведомый. Боясь, что машине нельзя доверять, пилот решил прыгать.
Вспоминая прыжок: "Уже вися под куполом, гляжу вниз.. О, лесной пожар. А, нет, это моя машина приземлилась.. Я начал тянуть подальше от вспышки и избежал попадания с огонь."
Ф-35-е подлетели для взятия контроля за сценой, но спасателей не было ни с Duke Field, ни с Hurlburt Field.
Прыгнувшего забрала машина с базы, он сел в 100м от дороги, за исключением поцарапанных рук - без травм.
Пока военные были в пути, к поискам пилота привлекли находившийся неподалеку экскурсионный вертолет.
Когда Ф-35 по выработке горючки ушли, на сцене висел разведывательный U-28 с базы Hurlburt
Инструктор 43 ИАС, находившийся в том же вылете, вспоминал, что "множественные АТС пытались помочь, воздух стал перенасыщен машинами, это стало представлять опасность. Пролетающие Ф-22 чуть не столкнулись с Ф-35, осуществлявшими контроль сцены.
В целом инцидент стоил $202 mln , включая:
- $201.6 - самолет и 2 тренировочные CATM-9 УРВВ, по 32 000 $ каждая
- $850,000 - ликвидация ущерба лесу.
Пилот не был уставшим, в стрессе или под наркотой. Расследование также общалось с производителем, хоть и негласно.
После более чем года молчания ввс выдало вердикт:
"Причиной стало нарушение ТО после мытья машины, проблемы управляющих поверхностей повлияли на самолет"
Спикер командования ВВС не ответил, подвержены ли оставшиеся рапторы той же уязвимости (уборщица с тряпкой), и будут ли дальнейшие инспекции.
Как следует из рапорта, почти половина из 9 серьезных инцидентов с Ф-22, произошедших в 2020, произошла с 325 истребительным крылом. В том числе и данный майский эпизод.