О самом Ле-Бри сохранилось мало сведений. Достоверно известно, что он был моряком французского флота, потом неожиданно увлекся летанием. Впрочем, так ли уж неожиданно? На заре воздухоплавания многие моряки увлекались авиацией. И это не случайно. Огромные океанские просторы, ветер, наполняющий тугие паруса, вечные спутники парусников чайки и альбатросы, часами парящие над палубой, – все это наводило […]
// www.sla.ru
Печальная участь была уготована и другим смельчакам, пытавшимся покорить воздушную стихию. Погибли также конструктор аппарата с машущими крыльями — бельгиец В. де Груф, американский планерист Д. Малони. Происходило это из-за неверных представлений того времени о механизме парящего полета. Например, люди считали, что высоко летающие птицы не подвержены действию силы тяжести, что птица парит не из-за действия потоков воздуха, а от того, что обладает аэростатической подъемной силой.
Лишь во второй половине XIX в. было установлено: истинной причиной парящего полета является вертикальное перемещение воздушных масс.
Революционное открытие в истории планеризма сделал другой француз — Л.-П. Муйяр. Исследуя полет птиц в восходящих потоках воздуха, он пришел к выводу, что можно совершить полет на аппарате без мотора с неподвижными крыльями. Свой вывод француз поспешил проверить на практике.
Аппарат Л.-П. Муйяра представлял собой два крыла, прочно соединенных между собой. Фюзеляжа и хвостового оперения не было. Сами крылья сделаны из легкого деревянного скелета, нервюры которых обтянуты тканью. По центру между крыльями в легкой балке было отверстие, где и помещался планерист. Во время полета он должен опираться на крылья, а туловище и ноги отклонять назад, чтобы так управлять аппаратом, вес которого составлял всего 15 кг. Старт предполагался против ветра с возвышенности, как стартуют крупные птицы. На своем планере француз совершил удачный полет на расстояние около 42 м. К недостаткам конструкции можно отнести то, что крылья были абсолютно плоскими, отсутствовали средства стабилизации полета, да и о прочности изделия не приходится говорить.
Французский моряк Жан Мари Ле Бри (1808-1872) заинтересовался авиацией, наблюдая продолжительные полёты альбатросов с неподвижно распростёртыми крыльями. В 1856 году он приступил к строительству птицеподобного планера. Аппарат Ле Бри можно считать 1-ым в истории авиации планером в современном понимании этого слова. Он имел удлинённое крыло, обтекаемый фюзеляж и обладал приемлемым для планирующего полёта аэродинамическим качеством. Это отчасти доказали и эксперименты. Но, слепо копируя облик птицы, конструктор не сумел обеспечить необходимой устойчивости и управляемости своего аппарата. Вы можете достаточно тщательно рассмотреть устройство планера по рисунку взятому из патента. В 1868 году Жан Ле Бри построил и испытал планер, для запуска которого использовалась буксируемая лошадью тележка, на которой располагался планер. Он сумел осуществить планирующие полеты на расстояние до 30 м.
Глава 1.5 - Д.А.Соболев. История самолетов
Во второй половине XIX в.
наблюдения за планирующим и парящим полетом птиц навели естествоиспытателей на мысль о создании планеров иного типа. В отличие от планера-парашюта Летура эти аппараты
строились по образцу птицы с неподвижно распростертыми крыльями и уже имели сходство с современными планерами. Они предназначались для полетов за счет использования силы ветра (1).
(1) Парящий полет привлекал к себе внимание и раньше, однако долгое время господствовали неверные объяснения его механизма. Полагали, что птица поддерживает себя в воздухе быстрыми, незаметными для глаза взмахами крыльев, что высоко летающие птицы не подвержены действию силы тяжести, что тело природных летунов обладает аэростатической подъемной силой [31,с.57-58; 173,с.99; 189; 379, с. 249]. Таким образом, преобладало мнение, что птица (а следовательно, и сделанный по ее образцу летательный аппарат) не может держаться в воздухе за счет движения атмосферных потоков. Только во второй половине XIX в. благодаря исследованиям д.Эстерно, Н. А. Арендта, А. Пено и других естествоиспытателей было установлено, что истинной причиной парящего полета является вертикальное перемещение воздушных масс, и доказана теоретическая возможность создания безмоторного аппарата-парителя.
Первый планер-паритель был построен и испытан во Франции в 1856 г. Его создатель, Ж.-М. Ле Бри, был моряком и
в качестве прототипа аппарата был выбран альбатрос - крупная морская птица, способная долгое время держаться в воздухе без взмахов крыльями.
Конструкция планера была выполнена из дерева и обтянута легкой тканью. Летчик располагался стоя в фюзеляже в форме лодки. С помощью рычагов, являвшихся продолжением лонжеронов крыла, он мог изменять угол стреловидности и наклон несущих поверхностей. Рудиментарное горизонтальное оперение, по всей видимости, было неподвижным. Вертикальное оперение отсутствовало.
На первых летательных аппаратах с неподвижным крылом полет предполагалось начинать с прыжка с высоты. Ле Бри избрал другой метод старта: планер должен был буксироваться на повозке, запряженной лошадьми, до достижения скорости отрыва. После подъема в воздух буксирный трос планировалось перерезать, и аппарат должен был совершать свободный полет. Непредвиденный случай не позволил полностью осуществить задуманное. Трос, которым планер был соединен с повозкой, зацепился за сиденье кучера. При увеличении скорости буксировки и установке крыльев под большим углом атаки подъемная сила возросла настолько, что планер поднялся в воздух, унося с собой и сиденье вместе с кучером (по данным работы [333 ], аппарат взлетел на высоту около 100 м). Вскоре планер благополучно опустился на прибрежный песок (испытания проходили на побережье вблизи г. Бреста - порта на западе Франции). Кучер и сам экспериментатор не пострадали.
...
Десять лет спустя Ле Бри с помощью французских моряков построил еще один планер. Сохранилась фотография этой машины (рис. 5.3). В целом он напоминал первый планер Ле Бри. Основные отличия заключались в системе управления. Для перестановки крыльев помимо рычагов имелись тросы, соединенные с крылом вдоль размаха и служащие для изменения кривизны профиля; горизонтальное оперение могло отклоняться в вертикальной плоскости и управлялось с помощью педалей. Для демпфирования порывов ветра хвост имел пружинное крепление к фюзеляжу. В фюзеляже был предусмотрен перемещающийся вдоль оси груз, предназначавшийся для изменения центровки аппарата. Размах крыла планера равнялся 15,25 м, площадь - 20 м2, длина аппарата составляла около 6 м [333, с.76 ].