http://rian.ru/world/20050216/31284293.html
В мире
"Ядерная триада". О преимуществах российской ПРО
Похоже, глава Управления по Противоракетной обороне Министерства обороны Соединенных Штатов генерал Генри Оберинг так и не дождется поздравлений своего президента: его очередной запуск противоракеты кончился неудачей, даже не начавшись. А вот министр обороны России Сергей Иванов, докладывая Владимиру Путину об успешных испытаниях в ноябре прошлого года российского аналога ПРО, заслужил лаконичное командирское: «Хорошо, поздравляю!»
Впрочем, и в прошлом году американцам не везло с запусками ракет-перехватчиков. 15 декабря неудачей закончился первый за последние два года запуск в рамках летных испытаний. А 13-е февраля текущего года роковым образом открыло серию из пяти запланированных в этом году запусков по программе ПРО. По всей видимости, на сей раз виноваты сбои в работе наземного комплекса.
Однако, покончив с повествованием об удачах и неудачах, следовало бы задать простой вопрос: а зачем нужно все это дорогостоящее упражнение? Конечно, торжество научно-технической и конструкторской мысли в любых областях человеческой деятельности подтверждает безграничность познания и поэтому достойно всяческих похвал. А вот во всем остальном смысла не видно.
Соединенные Штаты заявляли неоднократно, что система, получившая название сначала "национальной ПРО", а затем просто "ПРО", предназначена для противодействия террористическим устремлениям нанести ракетный удар по территории самих США или стран – ее союзников. Но, согласно оценкам экспертов как в самих Соединенных Штатах, так и в Европе и Азии, пройдет еще, по крайней мере, полтора десятка лет, пока кто-либо сможет реально угрожать ракетно-ядерным ударом США.
Кроме Англии и Франции или России и Китая, естественно. Но и две последние уже давно декларативно не рассматриваются Вашингтоном как инициаторы ракетной угрозы.
Или все-таки в потаенных уголках сознания - рассматриваются? Но в таком случае ответить на вопрос о целесообразности для Америки системы ПРО становится еще труднее.
Комментируя объявленные в Соединенных Штатах планы испытаний указанной системы на 2005 г., российский эксперт в области ПРО генерал-лейтенант Анатолий Соколов отметил, что "создаваемая система реально может перехватить 1-2 баллистических ракеты, но она не способна защитить США от массированного удара".
По этому поводу можно спорить только до тех пор, пока реально не представишь себе возможности российских ядерных сил наземного базирования как главной составляющей «ядерной триады».
Основой поражающей мощи российских наземных ядерных сил является межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) РС-20 (по классификации НАТО – SS-18 «Сатана), которая останется на вооружении еще до 2014 г. Примечательно, что только теперь, после детального изучения возможностей ПРО и дискуссий по несостоявшемуся договору СНВ-2, становится ясно, что Россия могла вообще не боятся последствий выхода из Договора по ПРО от 1972 г., имея на вооружении «Сатану».
Эта ракета с разделяющейся головной частью и сейчас, и в среднесрочной перспективе преодолевает любую ПРО. Ракета несет 16 платформ, одна из которых снаряжена ложными целями. На среднем и конечном участках полета все боеголовки идут в «облаке» ложных целей и практически не идентифицируются радарами.
Кроме того, сами боеголовки фактически неуязвимы, ибо для их разрушения необходимо только прямое попадание очень мощной противоракеты с характеристиками, которые сегодня недоступны в рамках существующих программ ПРО.
Что касается знаменитых и окутанных легендами лазерных средств, то "сатанинские" боеголовки прикрыты массивной броней с добавлением урана-238, металла исключительно плотного. Такая броня не может быть прожжена лазерами. Во всяком случае, теми, которые смогут построить в мире в ближайшие два десятка лет. Не сможет навредить системе управления ракеты электромагнитный импульс, ибо предусмотрено помимо электронного и пневматическое дублирование.
«У нас не только проводятся исследования и ракетные испытания новейших ракетно-ядерных систем. Уверен – в ближайшие годы они появятся на вооружении. При этом это будут такие разработки, которых нет и в ближайшие годы не будет у других ядерных государств», - говорил Владимир Путин, выступая в ноябре прошлого года не совещании руководящего состава Вооруженных сил России. В точности повторил мысль своего главнокомандующего Сергей Иванов, обращаясь к участникам международного форума по безопасности в Мюнхене в не самый удачный для разработчиков американской системы ПРО день 13 февраля.
Итак, до террористической ракетной угрозы еще далеко, а массированные ядерные удары со стороны нынешних ядерных держав не отразить. Тогда почему же Соединенные Штаты не собираются отказываться от планов развернуть систему ПРО, добавляя в этом году к шести развернутым еще десять ракет-перехватчиков в позиционном районе на Аляске?
Ответ – в космическом пространстве.
Программа создания системы противоракетной обороны не предусматривает выведения оружия в космос, заверил премьер-министра Канады Пола Мартина Джордж Буш, обсуждая перспективы присоединения Оттавы к американским разработкам. Но дело в том, что для реализации замыслов по ПРО, замыслов, которые реально могут привести к созданию эффективной системы противодействия ракетному нападению, Америке просто придется выводить боевые системы в космос со всеми трудно предсказуемыми, просто катастрофическими политическими и военно-стратегическими последствиями.
И снова речь идет о лазерах – лазерах космического базирования. Именно подобные спутниковые системы теоретически в состоянии поражать широкую гамму целей и, прежде всего, МБР на всей земной поверхности, т.е. на старте, не дав должным образом отработать маршевым двигателям ступеней ракеты.
Опытно-конструкторские работы по созданию глобальной стратегической лазерной сети сегодня ведутся в США в рамках программы SBL, которая предусматривает размещение на околоземном пространстве крупногабаритных спутниковых платформ, оснащенных лазерными пушками большой мощности.
Но и на эту систему найдется в итоге антисистема. В гонке вооружений все только так и бывает. И не окажется ли слишком весомой плата за очередное упражнение ума и рук, не погубит ли творение самого создателя?