Европа отворачивается от России
Источник: 31.05.00 Независимая газета
Министр обороны ФРГ Рудольф Шарпинг 28 мая в беседе с представителями
СМИ высказал мнение, что бундесверу следует отказаться от закупки
российско-украинского военно-транспортного самолета Ан-70 и сделать ставку
на А-400М, разрабатываемый европейским консорциумом "Эрбас индастри".
На самом деле речь идет о судьбах сотрудничества России и Запада в области
создания оборонной техники. Параллельно решается судьба того сектора
отечественной авиастроительной промышленности, который занят разработкой
и строительством тяжелых самолетов и двигателей к ним.
Ан-70 - лебединая песня советского самолетостроения. Он был создан в 1994 г. в
Киеве по техническому заданию 30-го НИИ Минобороны. По объему грузовой
кабины Ан-70 превосходит гораздо более тяжелые и дорогие Ил-76 и С-141.
Специально для нового самолета был создан двигатель принципиально нового
класса - винто-вентиляторный.
Ан-70 должен был заменить советские Ан-12, американские С-130, европейские
С-160.
В НАТО начало работ над новым поколением транспортных самолетов
"проспали".Свой провал в западных столицах осознали лишь в середине 90-х
годов и начали продвижение программы FLA (Future Large Aircraft - "Большой
самолет будущего"). За этот лакомый кусок боролась корпорация "Эрбас
индастри".
Российские и украинские авиастроители, которые вовремя разглядели свой
шанс, предложили Европе совместную работу над транспортником нового
поколения. Сотрудничество было чрезвычайно выгодно для всех сторон -
Москва и Киев получали средства для доводки машины, Европа экономила
многие миллиарды долларов, которые необходимо было истратить на
проектирование "с нуля". За увязку требований взялась ведущая
авиастроительная фирма Германии - "Даймлер-Крайслер Аэроспейс" (ДАЗА).
Однако после нескольких месяцев совместных работ ДАЗА (кстати, обладающая
37-процентным пакетом акций "Эрбас индастри") отказалась участвовать в
проекте. Некоторые российские эксперты отмечали, что требования к FLA
менялись по мере того, как немецким специалистам становились известными
детали конструкции Ан-70, и в конце концов А-400М стал похож на
российско-украинский самолет как брат-близнец.
Уход ДАЗА не смутил Москву и Киев. В мае 1999 г. был образован концерн
"Эйр трак ГМБХ". Интересы Москвы и Киева в нем представлял консорциум
"Средний транспортный самолет" (СТС), Германии - несколько фирм из
второго эшелона местной авиапромышленности. "Эйр трак" официально
представил на европейский тендер самолет Ан-7Х, создаваемый на основе
Ан-70.
Трудности Ан-7Х начались в 2000 г., когда проект перешел в стадию
политического согласования. В начале мая сделала свой выбор в пользу
"Эрбаса" Великобритания. Дольше всех сопротивлялся бундесвер, специалисты
которого в официальном заключении сделали выбор в пользу Ан-7Х. И все же
Германия после жесткой схватки между СДПГ и ХДС/ХСС сдалась.
Политический подтекст решения очевиден. Ан-70 испытывается уже 6 лет и в
2001 г. получит сертификат летной годности. "Эрбас" поднимет свою машину в
лучшем случае через пять лет. Для доводки Ан-7Х европейцы должны были
вложить примерно 1 млрд. долл., на А400М потребуется как минимум 8 млрд.
Стоимость одного самолета отличается примерно в два раза - 50 млн. долл.
против 90-100 млн.
Торжествует американская компания "Локхид-Мартин", которая сможет как
минимум десять лет, не опасаясь конкурентов, поставлять на мировой рынок
модернизированный С-130J, который сделан на базе машины 40-летней
давности.
Одновременно демонстрируется, что Запад в своих действительных военных
планах не рассматривает Россию как союзника и не желает даже в сфере
транспортной авиации зависеть от Москвы.
В сложном положении окажутся после проигрыша в тендере Россия и Украина.
Хотя проект окупится уже после выпуска первых 70-100 самолетов, в бюджетах
государств и фирм слишком мало средств для доводки Ан-70 и организации его
производства.
Вместе с тем военные обоих государств ранее заявляли, что продолжат работу
над Ан-70 даже в случае отказа Европы. Не исключено, что теперь взгляд
руководителей российской авиапромышленности будет обращен на Восток. А
за ними последуют и политики.