Sniper сбил «МиГ»
Источник: 08.06.00 Коммерсантъ
Россия поделится военными заказами с Израилем
На международном авиасалоне ILA-2000, проходящем в Берлине, разразился
скандал. Генеральный директор РСК МиГ Николай Никитин заявил «Ъ», что
будет в судебном порядке добиваться отзыва названия «МиГ» с самолетов
микояновского производства, модернизация которых проводилась без участия
корпорации. Это заявление было сделано после признания немецкой
корпорации DASA в том, что она втайне от России еще с 1998 года совместно с
израильской Elbit ведет модернизацию МиГ-29, находящегося на вооружении
Румынии.
Вчера на пресс-конференции авиационно-космической корпорации DASA
стало известно, что в ноябре 1998 года этот немецкий концерн, израильский
производитель авионики компания Elbit и румынская фирма Aerostar подписали
соглашение о начале работ по модернизации самолетов МиГ-29, находящихся
на вооружении Румынии. В дальнейшем планировалось предлагать
германо-израильский вариант модификации «МиГов» и другим
восточноевропейским странам. На выставке ILA-2000 представле пока
единственный переоборудованный самолет МиГ-29 Sniper.
Пикантность ситуации придает то, что DASA в ходе прошлогоднего салона в
подмосковном Жуковском подписала с ВПК МАПО (ныне РСК МиГ) и
госкомпанией «Росвооружение» меморандум, в котором немцы заявили о
своем желании осуществлять модернизацию МиГ-29, находящегося на
вооружении стран Восточной Европы, в рамках специального СП MAPS. В нем
DASA принадлежит 50%, МиГу - 34%, «Росвооружению» - 16%. Теперь
выяснилось, что немцы вели двойную игру.
Этот факт вызвал нервную реакцию у гендиректора РСК МиГ Николая
Никитина. Он заявил, что российская корпорация не может гарантировать
безопасность полетов МиГ-29, модернизированных без ее участия. А потому,
заботясь о репутации микояновской марки, Никитин намеревается в судебном
порядке отозвать название «МиГ» с таких самолетов.
В DASA свою позицию объясняют так: прежнее руководство микояновской
фирмы (имеется ввиду прежде всего бывший заместитель генерального
директора и начальник научно-технического центра ВПК МАПО Михаил
Коржуев) жестко настаивало на установке на модернизированные «МиГи»
исключительно российских приборов и навигационного оборудования, а
заказчики хотели иметь западное или хотя бы израильское.
Впрочем, несмотря на жесткую риторику, РСК МиГ готова пойти на уступки.
Уже получено принципиальное согласие микояновцев на участие в проектах по
модернизации самолетов и использованием израильской авионики. А в ходе
предстоящего визита Владимира Путина в Германию, по сведениям «Ъ», будет
подписано специальное межправительственное соглашение по которому
немецкая сторона возьмет на себя обязательства вести модернизацию «МиГов»
исключительно через MAPS. Так что свою, хоть и небольшую долю от
модернизации восточноевропейских МиГ-29 – а она обойдется бывшим
союзникам Москвы по Варшавскому договору, по оценкам «Росвооружения»,
в $500 млн. – Россия получит.
Но это, похоже, будет ее последним успехом на восточноевропейском рынке
военной авиатехники. Как признают в частных беседах представители РСК МиГ,
восточные европейцы идут на модернизацию МиГ-29 от безденежья. И как
только у бывших членов соцлагеря появятся средства, они немедленно
приступят к закупкам либо западноевропейских Eurofighter, либо американских
истребителей.