Daily "Час" , № 189, Ирина ВЛАДИМИРОВА, Александр КРАСНИТСКИЙ (15.08.00)
Самое простое — позвонить американцам. Они прибудут в течение 24 часов
Способов спастись с затонувшей подлодки немного. Но они все-таки есть.
Самый старый способ выхода из затонувшей или полупогруженной субмарины был опробован еще в конце прошлого века.
Лифт наверх
Первый и самый отработанный способ выхода — через торпедные трубы.
Торпедный аппарат представляет собой пронзающую корпус подлодки трубу с двумя крышками — внешней и внутренней. Одновременно может быть открыта только одна из них. При эвакуации через трубы моряк забирается в аппарат (его диаметр обычно около полуметра), его коллеги закрывают за ним крышку. После этого открывается внешняя крышка, труба заполняется водой, подводник выбирается наружу и всплывает. Внешняя крышка закрывается, вода из аппарата откачивается, и процесс повторяется. Последний уходящий с лодки оставляет открытыми обе крышки — затопляя субмарину.
Предел применимости этого способа — глубина погружения. Эвакуирующиеся могут рассчитывать только на запас воздуха в легких — человек в акваланге не в состоянии пройти через трубу торпедного аппарата. Спасающиеся должны успеть подняться максимум за 2—3 минуты.
С этой точки зрения шансы команды «Курска» ничтожны. Температура воды на глубине 100 метров — около плюс двух градусов, что чревато мгновенной остановкой сердца. Кроме того, быстрый подъем на поверхность с такой глубины наверняка убьет человека. Перепад давления крови из-за чудовищного давления воды настолько велик, что кессонная болезнь приведет к сильнейшим кровоизлияниям. Безопасными считаются погружения максимум на 20-25 метров. Подъем с больших глубин требует обязательных остановок на несколько минут каждые 5 метров для декомпрессии.
Впрочем, к сожалению, даже если бы все эти ограничения удалось обойти, выбраться из «Курска» через торпедные трубы все равно бы не удалось: торпедный отсек затоплен, и проникнуть в него из других отсеков подлодки невозможно.
«Мамины камеры»
«Да, у нас на лодке тоже есть такие камеры. Мы называем их «мамиными камерами» — «видишь ли, мама, даже если что-нибудь случится, мы всегда сможем спастись». Запомни, сынок: с подводных лодок не спасаются. Никогда».
Том Клэнси, «Долг чести».
Многие современные подлодки (в частности, американские) оборудованы так называемыми спасательными камерами — специальными отсеками, теоретически способными вместить весь экипаж. На «Курске» есть такая камера, однако, когда в 1989 году затонул «Комсомолец», она не сработала.
«Мистик» и «Авалон»
Сколько ГСУ — глубоководных спасательных устройств — имеется на планете, достоверно неизвестно. ВМФ США точно располагает двумя — «Авалоном» и «Мистиком».
Управляемый командой из 4 человек «Авалон» способен погружаться на глубину до 1700 метров и там герметично «присасываться» к люку затонувшей подлодки. Моряки аварийной субмарины переходят на «Авалон» — он способен вместить 24 человека, не считая команды, — люк закрывается, и ГСУ поднимается на поверхность. Затем — следующий рейс. Одна ходка в зависимости от глубины погружения занимает от 1 до 3 часов.
Пресс-фото US Navy.
Глубоководное спасательное устройство DSRV 2 Avalon способно вытащить российских моряков из ледяной могилы.
«Авалон» постоянно базируется на Западном побережье США и на транспортном самолете С-5 «Гэлэкси» перебрасывается на ближайший к месту катастрофы аэродром. ВМС США утверждают, что могут доставить «Авалон» в любую точку планеты максимум за 24 часа. С аэродрома ГСУ по суше транспортируется до ближайшего порта, где «усаживается» на подлодку, которая и доставляет его к месту работ. Она же принимает спасенных.
«Авалон» оборудован манипуляторами, способными взламывать заклинившие люки, а его переходной люк оснащен устройством, позволяющим «присасываться» не только к люкам натовского стандарта, но и к российским.
Вчера до самого вечера было неясно, что пресс-служба ВМФ России имеет в виду под «колоколом», упоминающимся в официальных сообщениях. Ясность внесло France Presse: это спасательное судно, не способное погружаться и могущее лишь обеспечить подачу воздуха и энергии на затонувшую субмарину. Однако в распоряжении ВМФ России, по сведениям Janerquote s Defence Group, есть субмарина специального класса «Индия», несущая две подлодки-«челнока», аналогичные «Авалону». Где базируется эта подлодка, неизвестно. У России есть три крупных базы подлодок: две на Дальнем Востоке и одна в Северодвинске.
Если таинственная «Индия» находится в Северодвинске, для экипажа «Курска» еще далеко не все потеряно.
На дне морском лежат 6 атомных подлодок
7 апреля 1989 года. Советская ударная подлодка «Комсомолец» класса «Майк», вышедшая в свою первую патрульную миссию, загорелась и затонула в Баренцевом море к северу от Норвегии. Погибли 42 из 69 членов экипажа. По другой версии, спастись удалось лишь одному моряку.
6 октября 1986 года. Советский атомный подводный стратегический ракетоносец K-219 класса «Янки-I» затонул в Атлантическом океане в 1500 км к северо-востоку от Бермудских островов после взрыва и пожара на борту. Подлодка была затоплена капитаном после того, как все попытки отбуксировать ее закончились неудачей.
12 апреля 1970 года. Советская ударная атомная подлодка К-8 класса «Ноябрь» затонула во время попытки буксировки в Бискайском заливе после пожара. Погибли 52 члена экипажа.
22 мая 1968 года. Подлодка американского ВМФ «Скорпион» (SSN-589 Scorpio) затонула в 700 км к юго-западу от Азорских островов в Атлантике. Обломки «Скорпиона» были обнаружены на глубине 3,5 км. Причины гибели лодки неизвестны. Погибли все 99 членов экипажа.
1968 год. Советская атомная подлодка невыясненного класса затонула из-за аварии реактора в Баренцевом море у Кольского полуострова. Погиб весь экипаж — 90 человек. Это был первый в истории случай, когда экипаж пережил затопление лодки, но не был спасен.
10 апреля 1963 года. Подлодка ВМФ США «Трешер» (SSN-593 Tresher) затонула у берегов Новой Англии во время проведения испытаний. Самая вероятная причина аварии — авария в трубе или клапане трубы, вызвавшая затопление неподалеку от машинного отделения и отключение электропитания. Обесточенная подлодка не могла всплыть, продолжала заполняться водой и опустилась ниже предельной глубины, после чего ее раздавило давление воды. Погибли все 129 членов экипажа.