Topic : космос
Date : 11/10/2000
Issue : Weekly "Московские новости" #44
Россия вступила в эпоху международного освоения космоса без страховки. Ведь никто из чиновников от космоса личными деньгами за успех полета "Союза" не отвечал...
Международная космическая станция
Слова премьер-министра Михаила Касьянова о том, что Россия занимает ведущие позиции в космической индустрии, выглядят пикантно в свете тех фактов, которые стали известны "МН". Оказывается, при знаменитом запуске международного космического корабля "Союз-ТМ" 31 октября не были застрахованы ни ракета, ни старт и прочие детали инфраструктуры запуска. Застрахована лишь гражданская ответственность перед третьими лицами, что Россия обязана была сделать по международной конвенции 1972 года, и сами космонавты.
Если бы ступень ракеты при запуске на Байконуре упала на чью-нибудь собственность или голову, владельцы получили бы страховку. Остальные случаи предусмотрены не были. Вряд ли такой наш подход к космонавтике неизвестен в США, сопричастных к полету. Но по большому счету, это не их вопрос: бортинженер Уильям Шепард застрахован в Америке, остальное - личное дело России, которой принадлежит аппарат и система запуска.
"Запуск производился по федеральной программе, то есть по госзаказу, значит, государство так или иначе несет ответственность за все", - объяснил сотрудник Российского авиационно-космического агентства. Позиция абсолютно нездравая. Государство отвечало за все в советские времена, когда расплачивалось своим бюджетом, что бы ни случилось. В действующем же российском бюджете вообще нет
Государство так или иначе несет ответственность за все
денег на страхование космических рисков, поэтому-то запуск и не страховался. Из каких тогда средств бюджет при необходимости компенсирует потери?
Останкинская башня-2 - подходящее название для этой истории. Как писали "МН" (N 35, 36), после летнего пожара на башне телебашня и все имущество на ней, принадлежавшее государству, застрахованы не были. Минсвязи РФ это не сделало и объясняло абсолютно теми же причинами, что сейчас "Росавиакосмос". Государственное же, значит, государство за все в ответе... Правда, оно не поторопилось тогда с кем-либо рассчитаться: нет контракта, пострадавшие - свободны.
Этому запуску не повезло в том, что он не коммерческий. Кроме помпы, госстатус, как всегда, ничего не дал. Коммерческие же запуски, как нам сообщили в пресс-службе "Росавиакосмоса", обычно страхуются, и делают это "запускающие" компании. На страхование гражданской ответственности перед третьими лицами, которую осуществил "Росавиакосмос"в этот раз, деньги наскребли тоже с большим трудом и нашли их среди средств от коммерческих запусков. По данным агентства, в 1998 году они составили 850 млн. долл., данные 99-го еще не оглашались.
В этот раз был совершен единственный бизнес-шаг. "Росавиакосмос" впервые в истории провел между компаниями конкурс. Слишком открытым его назвать нельзя, поскольку участвовали 9 компаний (заявок было подано 11), имеющие долгосрочный договор с "Росавиакосмосом". "Чужих" не брали. Победили "Мегарусс", "Авикос" и "Промышленно-страховая компания". Общий объем страховой ответственности - 125 млн. долл. Это максимальная сумма, которая может быть выплачена. "Понятно, если на какую-нибудь казахскую кибитку упала бы ступень, все 125 млн. бы не выплачивались", - цинично, но точно сказали в "Росавиакосмосе".
К счастью, бесшабашность РФ в отношении корабля не распространилась на экипаж. Командира Юрия Гидзенко и бортинженера Сергея Крикалева застраховало РККА "Энергия" в компании "Авикос". Сумма страховки - коммерческая тайна. Однако можно предположить, что не такие уж это колоссальные деньги.