Из Военного парада
В ближайшие годы в состав новых модификаций систем ПВО как наземного, так и корабельного базирования будут введены новые ракеты 9М96Е и 9М96Е2, разработанные в МКБ "Факел".
Одной из наиболее характерных особенностей боевых действий последнего десятилетия стало проведение ограниченных по масштабу, но скоординированных во времени и пространстве воздушных наступательных операций с массированным применением высокоточных ракетных средств. Реальность такова, что практика нанесения подобных ударов опирается прежде всего на отсутствие какого-либо значимого противодействия со стороны средств ПВО. В то же время сегодня трудно найти государство, для которого нанесение всего лишь нескольких высокоточных ракетно-бомбовых ударов по наиболее уязвимым местам, таким, как атомные станции, плотины, центры управления, хранилища, не стало бы национальным бедствием. Урон от подобных ударов вполне может быть сопоставим и с результатами применения ядерного оружия, приводя к необратимым изменениям как в природной среде, так и в производственной инфраструктуре.
В этой связи вполне понятным становится то приоритетное развитие, которое получили в последние годы зенитные ракетные средства. Действительно, их наличие и соответствие современным требованиям либо архаичность или же отсутствие сегодня во многом предопределяют поведение государства на международной арене, влияют на его способность адекватно реагировать на возникающие конфликтные ситуации, при которых возможно применение средств воздушного нападения. Ливия, Балканы, Судан, Афганистан или же ставший сегодня полигоном для отработки новейших технологий воздушного нападения Ирак - вот лишь наиболее известные эпизоды последних лет, подтверждающие это правило. Да и ситуация, сложившаяся вокруг поставки на Кипр российской системы ПВО С-300ПМУ 1, с полным основанием может быть занесена в этот же список.
Таким образом, обеспечение эффективной защиты от нападения с воздуха продолжает оставаться насущной потребностью для любого государства. Самолеты стратегической, тактической и морской авиации, вертолеты, оснащенные арсеналами высокоточных ракет и бомб, ракеты, запускаемые с кораблей, - вот основные компоненты современных средств воздушного нападения. Сегодня при модернизации и разработке новых образцов широко внедряется технология снижения их радиолокационной заметности (технология "стелс") и уменьшения уязвимости (бронирование кабин летчиков, защита от осколочного поля топливных баков, автопилотов, систем управления и т.п.), что значительно осложняет ведение результативной борьбы.
В то же время эффективность современных средств ПВО во многом определяется также и их способностью противостоять ударам тактических баллистических ракет, наличие которых на вооружении более чем десятка государств уже давно не является сенсацией.
Весьма существенные различия по основным тактико-техническим характеристикам и способам боевого применения между авиационными и ракетными средствами воздушного нападения требуют реализации в системах ПВО ряда специфических и подчас трудно совместимых требований. Так, для баллистических ракет прежде всего характерны высокие скорости полета и предельно малое время пребывания в зонах поражения средствами ПВО, непредсказуемый характер их применения ввиду сложности обнаружения стартовых позиций мобильных ракетных установок и практической невозможности оперативного обнаружения факта пуска ракеты. Особую значимость приобретает в этой борьбе и фактор малой уязвимости баллистических ракет в силу особенностей конструкции и небольших размеров их основных агрегатов, что, кстати, было наглядно продемонстрировано во время отражения американским комплексом "Пэтриот" атак иракских "Скадов".
В свою очередь, крылатые ракеты и другие высокоточные ракетные средства являются своего рода антиподами баллистических ракет. Их полет на предельно малых высотах (в том числе с огибанием рельефа местности), большой радиус действия и высокая точность - уже эти качества создают немалые сложности для борьбы с ними. К тому же стремительный прорыв в области электроники позволил в последнее время создать ряд новых образцов высокоточного оружия, обладающих дальностью пуска с носителей, которая находится вне пределов досягаемости для большинства существующих средств ПВО. Модернизация и разработка подобных средств связана и с внедрением в их конструкцию технологии "стелс", со снижением массы бортовой аппаратуры, с применением низкочувствительных взрывчатых составов для повышения живучести и, как результат, увеличением массы боевой части и дальности полета. К тому же в стадии разработки и летных испытаний сегодня находится целый ряд противокорабельных и других типов низколетящих ракет, обладающих сверхзвуковой скоростью полета и способных совершать интенсивные маневры при подлете к цели.
Естественно, что разработчики зенитных ракетных средств во всем мире стремятся решить технически сложную задачу борьбы со столь различными классами целей путем использования универсальных зенитных ракетных комплексов и систем, способных с высокой эффективностью бороться как с баллистическими, так и с аэродинамическими целями. Создание средств для подобной борьбы в современных условиях является вполне оправданным по техническим, тактическим и экономическим соображениям.
Из всего многообразия существующих в настоящее время средств ПВО такой универсальностью в различной степени обладают только российские зенитные ракетные системы С-300, американский зенитный ракетный комплекс "Пэтриот" (модификация РАС-2), а также находящиеся в стадии подготовки к принятию на вооружение "Пэтриот" РАС-3 и франко-итальянский SAMР/Т c ракетами "Астер-15" и "Астер-30".
В России уже многие годы решением задач, связанных с созданием подобных универсальных зенитных ракетных средств, занимается кооперация предприятий - научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро, заводов. Результатом работы этой кооперации в последние годы стало создание ряда систем ПВО типа С-300ПМУ, -1, -2 и их корабельных аналогов "Риф" и "Риф-М", в которых, в наибольшей для настоящего времени степени, интегрированы возможности эффективной борьбы как с баллистическими, так и с аэродинамическими целями. В ближайшие годы в состав новых модификаций систем ПВО как наземного, так и корабельного базирования будут введены новые ракеты 9М96Е и 9М96Е2, разработанные в МКБ "Факел", входящем в состав финансово-промышленной группы "Оборонительные системы".
Эти ракеты представляют собой новый шаг в области зенитных ракетных средств. Известно, что создание новой ракеты - процесс весьма длительный, и в этой ситуации крайне важным является правильная оценка имеющихся тенденций в развитии средств воздушного нападения и средств ПВО.
Так, сегодня уже не подлежит сомнению то, что в последние годы началась смена поколений зенитных управляемых ракет. Особенно ярко эта тенденция проявляется для зенитных ракет средней дальности, составляющих основу противовоздушной обороны большинства наиболее развитых государств мира. В то время как для основных компонентов зенитных ракетных комплексов - радиолокационных станций, систем связи, командных пунктов - все более характерными становятся плавные эволюционные улучшения, зенитные ракеты совершают скачок на качественно новый уровень в своем развитии. И это прежде всего связано с теми революционными преобразованиями, которые затрагивают способы управления полетом ракет и их бортовое оборудование.
Зенитные ракеты нового поколения объединяет ряд ключевых особенностей, и прежде всего сочетание использования на борту активных головок самонаведения с устройствами, обеспечивающими высокую маневренность ракет. Подобные нововведения позволили радикально увеличить точность попадания ракет в цель, сделав их по сути дела кинетическим оружием, т.е. оружием, поражающим цель прямым попаданием. Еще одной особенностью новых ракет является значительное уменьшение их стартовой массы - с 1-1,8 тонны у предыдущего поколения (ракеты для ЗРК "Пэтриот" РАС-1, РАС-2 или С-300ПМУ) до 300 - 500 кг (ракеты для ЗРК "Пэтриот" РАС-3, "Астер-15", "Астер-30" или 9М96Е и 9М96Е2).
Однако даже на фоне столь впечатляющих достижений, полученных разработчиками ракет для РАС-3 и "Астер", российские ракеты, представленные впервые в октябре 1998 года на выставке "Дефендори-98" в Афинах, заметно выделяются своими характеристиками. 9М96Е и 9М96Е2 полностью унифицированы по составу бортового оборудования, боевому снаряжению и конструкции, отличаясь друг от друга лишь тем, что ракета 9М96Е2 оснащена более мощной двигательной установкой, с большей энергетикой. Крайне незначительно отличаясь друг от друга по размерам и массе, 9М96Е и 9М96Е2 могут поражать цели на дальностях, соответственно, от 1 до 40 и 120 км и высотах от 5 метров до 20 и 30 км, превышая показатели своих зарубежных аналогов.
Создание подобных ракет потребовало пересмотра традиционных подходов к проектированию ЗУР, всестороннего критического анализа этих подходов, использования принципиально новых технических решений. При этом был глубоко проанализирован материал по всему предыдущему опыту разработок, рассмотрены многие из имевшихся тенденций развития ракетной техники. Были учтены и опыт МКБ "Факел" по достижению высокой эксплуатационной надежности ракет, стремление разработчиков ЗРК к их максимальной скорострельности.
Определение концепции и облика новых ракет проводилось в тесном содружестве с рядом ведущих научно-исследовательских и конструкторских организаций страны. В результате в разрабатываемых ракетах нашли отражение самые передовые технические достижения в данной области, предвосхищены практически все основные направления, по которым ведется создание новых зенитных ракет. Будучи уверенными в правильности и обоснованности принятых решений, в МКБ "Факел" с использованием самых современных методов автоматизированного проектирования была разработана необходимая техническая документация на эти ракеты. И окончательно убедиться в правильности выбранного пути специалистам "Факела" позволили результаты проведенных в конце 1980-х годов летных испытаний, в ходе которых были продемонстрированы все основные преимущества новых ракет.
В процессе работ над 9М96Е и 9М96Е2 все было подчинено одной цели - созданию зенитных ракет, способных уничтожать все существующие и перспективные ракетные и авиационные средства с наивысшими показателями эффективности.
Главной особенностью борьбы с подобными целями является необходимость уничтожения их боевой нагрузки, т.е. результатом перехвата должно стать гарантированное исключение падения боевой нагрузки атакующей ракеты в районе обороняемого объекта (например в районе электростанции или корабля). Полностью исключить эту возможность можно лишь при условии разрушения боевой нагрузки цели в процессе ее перехвата зенитной ракетой. В свою очередь подобный результат может быть достигнут как путем прямого попадания ракеты в отсек боевой части цели, так и при сочетании достаточно малого промаха и эффективного воздействия на цель энергии осколков боевой части зенитной ракеты.
Как этого добиваются с помощью новых ракет?.. Прежде всего следует остановиться на принципе их работы при перехвате цели. В отличие от своих зарубежных аналогов, 9М96Е и 9М96Е2 используют "холодный" вертикальный старт - перед запуском маршевого двигателя они выбрасываются из контейнера на высоту более 30 метров. Во время подъема на эту высоту ракета с помощью газодинамической системы склоняется в сторону цели. После запуска маршевого двигателя на начальном и среднем участках траектории полета используется инерциальное управление с радиокоррекцией (что позволяет добиться максимальной помехозащищенности), а непосредственно в процессе перехвата цели - активное радиолокационное самонаведение. При необходимости интенсивного маневрирования перед точкой встречи с целью ракета способна реализовать режим "сверхманевренности", для чего используется газодинамическая система управления. Эта система позволяет за 0,025 сек. увеличить аэродинамическую перегрузку ракеты на величину порядка 20 единиц.
Следует отметить, что применение системы обеспечения "сверхманевренности" ракет 9М96Е и 9М96Е2 наряду с повышенной точностью наведения позволяет реализовать траектории наведения, которые улучшают условия встречи ракеты с целью, повышая эффективность использования боевого снаряжения зенитных ракет.
Наличие в составе новых ракет значительного количества новых элементов потребовало проведения широкомасштабной наземной отработки конструкции аппаратурных блоков и агрегатов с полной имитацией реальных условий. В лабораториях и на стендах был проведен широкий спектр испытаний: огневых, теплопрочностных, климатических, специальных радиотехнических...
Особую роль в работах над ракетами 9М96Е и 9М96Е2 сыграло и компьютерное моделирование по самым совершенным программам, в которых учитывались результаты, полученные как в наземных, так и летно-стендовых испытаниях отдельных компонентов. Результаты испытаний и исследований показали, что новые ракеты имеют 70-процентную вероятность уничтожения боевой нагрузки баллистической ракеты типа "Скад" (или ее модернизированных вариантов) или противокорабельной ракеты типа "Гарпун".
9М96Е и 9М96Е2 оснащены 24-килограммовой боевой частью с управляемым полем поражения. Использование подобной боевой части позволяет также сохранить высокую боевую эффективность ракет в борьбе с "классической" авиацией.
Создание для ракет 9М96Е и 9М96Е2 информационно обеспеченного управляемого боевого снаряжения стало еще одним направлением повышения эффективности поражения современных средств воздушного нападения. Подобное боевое снаряжение ориентировано на поражение целей с "останавливающим" действием (разрушением конструкции) при перехвате пилотируемых целей и на поражение (нейтрализацию) боевой нагрузки при перехвате беспилотных целей.
Боевое снаряжение ракет управляется радиовзрывателем, который использует для адаптации к условиям встречи с целью всю имеющуюся на борту ракеты информацию. Радиовзрыватель определяет момент подрыва боевой части, который должен быть строго согласован со скоростями разлета осколков для накрытия осколочным полем уязвимой части цели и направлением, в котором требуется обеспечить выброс осколков с повышенными скоростями разлета. Направленный выброс осколков осуществляется применением управляемой осколочно-фугасной боевой части с системой многоточечного инициирования. Эта система по команде радиовзрывателя на срабатывание боевой части в управляемом режиме (при наличии информации о фазе промаха) вызывает инициирование ее заряда в соответствующих требуемому направлению периферийных точках подрыва. В результате происходит перераспределение энергии взрыва заряда в заданном направлении и метание основной части осколочного поля с повышенной скоростью в сторону цели. При отсутствии информации о фазе промаха реализуется центральный подрыв боевой части с симметричным разлетом осколков.
Ракеты 9М96Е и 9М96Е2 полностью унифицированы для межвидового применения в системах ПВО как ВВС, так и ВМФ. Значительное уменьшение размеров и массы этих ракет сделало возможным их размещение по четыре ракеты в кассетах-контейнерах, имеющих аналогичные размеры с контейнерами, в которых находятся ракеты, входящие в различные варианты ЗРК типа С-300ПМУ и "Риф" - 5В55Р, 48Н6Е и 48Н6Е2. Подобное увеличение боезапаса предопределяет значительно большую гибкость применения ракет, позволяет эффективно противостоять истощению боекомплекта комплекса ПВО путем использования противником массированных атак высокоточными ракетными средствами или их имитаций дистанционно пилотируемыми летательными аппаратами.
Таким образом, усилиями конструкторов и инженеров "Факела" разработаны ракеты, по своим тактико-техническим характеристикам превосходящие зарубежные аналоги, в том числе американские и французские. Создание новых ракет, в полной мере соответствующих требованиям ХХI века, можно по праву отнести к числу выдающихся достижений российского ракетостроения и отечественной научно-технической мысли последнего десятилетия. Их появление показывает, что, несмотря на экономический и финансовый кризис, Россия продолжает находиться среди ведущих ракетных держав мира.