7-40>> Ах вот оно что... Ну ладно. Со словарём фиг поспоришь. А.Н.> Общепринятое словоупотребление именно такое.
Я ж соглашаюсь: со словарём не поспоришь.
Но мысль моя понятна, я надеюсь.
А.Н.> Насколько мне известно, причина откола такого крупного куска — мороз после дождя. Дожди во Флориде, наверное, идут довольно часто, а вот мороз бывает редко. И обе катастрофы шаттлов связаны именно с морозом.
Не буду спорить - но попрошу ссылку. Хотелось бы быть уверенным. Повторяю: я просто не знаю, как на самом деле. "Челленджер" - да, переохлаждение стыка. Но пена - мне казалось, она холодная сама по себе, из-за криогенного бака.
А.Н.> Кессонка скоро бы прошла — сразу после спуска. А вот баротравма могла быть и сильная.
Кессонка... Вообще она порой никогда не проходит... Закупорка сосудов - инсульт/инфаркт - смерть. С баротравмой так - по-моему, у экипажа (или у некоторых его членов, по крайней мере) был разрыв барабанных перепонок.
А.Н.> Кстати, насколько я помню, 29 т. — это заявленная г/п. А реализованная — что-то около 23 т., как раз как Протон.
По-моему, всё-таки реализовано столько, сколько заявлено. Опять же, от орбиты зависит.
А.Н.> Dem_anywhere>> А для того, чтобы закинуть на орбиту 30т (плюс пилотируемый корабль на 7 чел) - это стоимость двух Протонов - раз в пять меньше стоимости межполётного обслуживания шатла7-40>> Боюсь, в США это обошлось бы несколько дороже, чем российские "Протоны". Особенно сборка 30 тонн из двух кусков. И пилотируемый КА. А.Н.> См. выше.
Где?
А.Н.> А какая? (Я, наверное, неточно выразился.)
Это были тренировки экипажа в корабле. Такие проводятся везде - и у них, и у нас.
А.Н.> И ТТУ рядом с баком.
У "Бурана" ЖРД-бустеры где-то в другом месте?!
7-40>2) Полёт без скафандров - это было не легкомыслие, а техническая особенность корабля.А.Н.> Которая была следствием легкомыслия.
Ничего подобного. Это было техзадание. Корабль с экипажем на 3 человека.
А.Н.>Я не думаю, что это была очень глубокая модификация.
В первую очередь это был бы уже не 3-х, а 2-местный корабль. Модификации были бы такие, как в том "Союзе", что летал после этой аварии (катастрофы?). Дополнительное оборудование для наддува в кабине, топливные элементы вместо СБ...
А.Н.>Конечно, могут, на то и скафандры. Хотя за 33 года не открылись.
Тот клапан тоже несколько лет не открывался...
7-40> если ему бустеры убрать, то придётся что-то другое ставить, которое тоже сможет сломаться. А.Н.>Тогда это была бы другая авария (с другой вероятностью, может быть, и меньшей).
Какая разница, какая авария? Кроме того, РДТТ поставили как раз из соображений наибольшей безопасности. И по тогдашним временам это действительно было наиболее безопасное решение. "Челленджер" - это не принципиальный порок РДТТ, а разгильдяйство. Которое, конечно, нисколько не свидетельствует в пользу надёжности системы. Просто ЖРД ещё нетерпимее к разгильдяйству.
7-40>С таким же успехом можно заявить, что использование 4-х бустеров - это принципиальный порок "Энергии-Бурана"А.Н.>Об их надёжности судить довольно трудно.
Можно. По "Зениту".
А.Н.>Носителя или нет?
Носителя. Но "Шаттл" как носитель сработал нормально.
...Понимаете, Вы пытаетесь демагогией доказать недоказуемое. Вот, например, в 1-м полёте "Энергия" должна была вывести "Полюс". Последнюю сотню м/с в этой системе выводит не сама "Энергия", а собственная ДУ нагрузки. У "Полюса" с этим произошла проблема, в результате его ДУ на орбиту его не вывела. Представьте, что в этой ситуации кто-то будет доказывать, что "Энергия" сработала плохо. Ну, как же, она ж не выведа нагрузку на орбиту, та упала...
А.Н.>Но тогда доказывать действительно пришлось. И не только дуракам.
Что спутник можно вывести? Не думаю, что в том сомневался хоть один сведущий человек...
А.Н.>Полёт шаттла обходился ок. 470 млн. Неужели корабль с г/п 23 т. при серийном пр-ве был бы дороже?
Без сомнения. 23 тонны (ок. 30, на деле), 7 человек экипажа, с возможностью маневрирования как у "Шаттла", способностью вернуть 15 тонн...
К тому же из 470 млн. на собственно подготовку приходится лишь относительно немного. Все прочие расходы - это содержание инфраструктуры: завода, производящего бак, заводов, занимающихся ТТУ, стартовая команда, то да сё. Никуда это не денется, если производить корабли серийно. Наоборот: для серийного производства инфраструктуру придётся значительно увеличить. Как-никак, протестировать - это одно, а сделать с нуля - это другое. Так что обойдётся заметно дороже.
А.Н.>А вернуть с орбиты — возвращали только 2 раза, по-моему.
А это неважно.
7-40> Порой готовятся те же пару месяцев.А.Н.>Разве?
Кажись, да. Практически уверен.
А.Н.>Странно. В 10 раз чаще — это за 20 - 30 дней? Их бы тогда куда больше разбилось.
Не факт. Тогда и статистика сбоев была бы выше, и процедуры лучше отработаны.
7-40>Но когда делали "Шаттлы", думали, что ими будут выводить большинство спутников, что спутники будут большими, что их надо будет ремонтировать - на орбите и на земле...А.Н.>Тоже странное предположение. Дешевле новый сделать.
Это сейчас дешевле. А тогда, в начале 70-х, и спутники, и ракеты были намного дороже.
А.Н.>Первый раз — в конце 70-х годов, за неск. лет до начала полётов. Тогда говорили, что ТТУ поставили из-за нехватки времени, потом заменят. Второй раз — упоминание об этом после катастрофы Челленджера.
Могёт быть... Но после "Челленджера" это было, я думаю, скорее паникой. А как пришли в себя и собрались с мыслями - поняли, что смысла нет никакого. Лучше поставить под контроль разгильдяйство, чем менять технику. А то к разгильдяйству любая техника чувствительна...
А.Н.>Им повезло, поэтому они считают, что это — инженерный расчёт. Никакой расчёт не может предсказать всего.
Возможно, Вы сможете разубедить их в их заблуждениях. Не хотите дать им ЦУ?
А.Н.>А как может быть подкреплено? Если бы гробанулись они?
Да. А так - не подкреплено.
7-40> США к этому вообще не пришёл. Никто после катастроф "Шаттла" и не думает в первые после катастрофы полёты отправлять его без людей. А.Н.>И зря!
Ну, после "Челленджера" проблем не было. Посмотрим через месяц, что будет в этот раз...