А.Н.>> Насколько мне известно, причина откола такого крупного куска — мороз после дождя. Дожди во Флориде, наверное, идут довольно часто, а вот мороз бывает редко. И обе катастрофы шаттлов связаны именно с морозом.7-40> Не буду спорить - но попрошу ссылку. Хотелось бы быть уверенным. Повторяю: я просто не знаю, как на самом деле. "Челленджер" - да, переохлаждение стыка. Но пена - мне казалось, она холодная сама по себе, из-за криогенного бака.
Насколько я помню, писали именно так: первый раз такое сочетание — дождь накануне пуска и мороз ночью, и первая такая катастрофа.
А.Н.>> Кессонка скоро бы прошла — сразу после спуска. А вот баротравма могла быть и сильная.7-40> Кессонка... Вообще она порой никогда не проходит... Закупорка сосудов - инсульт/инфаркт - смерть.
Обычно, если резко всплывшего водолаза сразу поместить в барокамеру с тем же давлением, что и на глубине, то все симптомы кессонки проходят сразу. (Конечно, если он ещё жив к этому моменту.)
7-40> С баротравмой так - по-моему, у экипажа (или у некоторых его членов, по крайней мере) был разрыв барабанных перепонок.
Бывают и посерьёзнее (лёгкие поражаются, диафрагма и т. д.).
А.Н.>> Кстати, насколько я помню, 29 т. — это заявленная г/п. А реализованная — что-то около 23 т., как раз как Протон.7-40> По-моему, всё-таки реализовано столько, сколько заявлено. Опять же, от орбиты зависит.
Сколько максимально поднимал? Неужели 29 т.? И когда?
А.Н.>> Dem_anywhere>> А для того, чтобы закинуть на орбиту 30т (плюс пилотируемый корабль на 7 чел) - это стоимость двух Протонов - раз в пять меньше стоимости межполётного обслуживания шатла7-40> 7-40>> Боюсь, в США это обошлось бы несколько дороже, чем российские "Протоны". Особенно сборка 30 тонн из двух кусков. И пилотируемый КА. А.Н.>> См. выше.7-40> Где?
"Кстати, насколько я помню, 29 т. — это
заявленная г/п. А
реализованная — что-то около 23 т., как раз как Протон."
А.Н.>> А какая? (Я, наверное, неточно выразился.)7-40> Это были тренировки экипажа в корабле. Такие проводятся везде - и у них, и у нас.
Это понятно. Но всё равно — недостаточно проверили корабль. Хотя бы на пожароопасность.
А.Н.>> И ТТУ рядом с баком.7-40> У "Бурана" ЖРД-бустеры где-то в другом месте?!
У ЖРД камера сгорания внизу. (Конечно, загореться может не только она).
7-40>>2) Полёт без скафандров - это было не легкомыслие, а техническая особенность корабля.А.Н.>> Которая была следствием легкомыслия.7-40> Ничего подобного. Это было техзадание. Корабль с экипажем на 3 человека.
Ясно, что по техзаданию! Легкомыслия это не отменяет.
А.Н.>>Я не думаю, что это была очень глубокая модификация.7-40> В первую очередь это был бы уже не 3-х, а 2-местный корабль. Модификации были бы такие, как в том "Союзе", что летал после этой аварии (катастрофы?). Дополнительное оборудование для наддува в кабине, топливные элементы вместо СБ...
Иногда доказывают, что Восход — то же, что и Восток. А тут — разные корабли? Даже если так, то ничто не мешало с самого начала сделать такой.
А.Н.>>Конечно, могут, на то и скафандры. Хотя за 33 года не открылись.7-40> Тот клапан тоже несколько лет не открывался...7-40>> если ему бустеры убрать, то придётся что-то другое ставить, которое тоже сможет сломаться. А.Н.>>Тогда это была бы другая авария (с другой вероятностью, может быть, и меньшей).7-40> Какая разница, какая авария? Кроме того, РДТТ поставили как раз из соображений наибольшей безопасности. И по тогдашним временам это действительно было наиболее безопасное решение.
Так почему же больше никогда РДТТ для пилотируемых полётов не использовали?
А.Н.>>Носителя или нет?7-40> Носителя. Но "Шаттл" как носитель сработал нормально.7-40> ...Понимаете, Вы пытаетесь демагогией доказать недоказуемое. Вот, например, в 1-м полёте "Энергия" должна была вывести "Полюс". Последнюю сотню м/с в этой системе выводит не сама "Энергия", а собственная ДУ нагрузки. У "Полюса" с этим произошла проблема, в результате его ДУ на орбиту его не вывела. Представьте, что в этой ситуации кто-то будет доказывать, что "Энергия" сработала плохо. Ну, как же, она ж не выведа нагрузку на орбиту, та упала...
В данном случае дейсвительно носитель ни при чём — он никак не виноват в том, что двигатель спутника не сработал. А пена слетели именно с бака, и именно она нанесла фатальные повреждения кораблю (даже если считать корабль отдельно от носителя, что в данном случае не факт).
А.Н.>>Но тогда доказывать действительно пришлось. И не только дуракам.7-40> Что спутник можно вывести? Не думаю, что в том сомневался хоть один сведущий человек...
Сомневались и авиационные специалисты, и ракетчики, и баллистики. И не только у нас, но и в США.
А.Н.>>Полёт шаттла обходился ок. 470 млн. Неужели корабль с г/п 23 т. при серийном пр-ве был бы дороже?7-40> Без сомнения. 23 тонны (ок. 30, на деле), 7 человек экипажа, с возможностью маневрирования как у "Шаттла", способностью вернуть 15 тонн...7-40> К тому же из 470 млн. на собственно подготовку приходится лишь относительно немного. Все прочие расходы - это содержание инфраструктуры: завода, производящего бак, заводов, занимающихся ТТУ, стартовая команда, то да сё. Никуда это не денется, если производить корабли серийно. Наоборот: для серийного производства инфраструктуру придётся значительно увеличить. Как-никак, протестировать - это одно, а сделать с нуля - это другое. Так что обойдётся заметно дороже.
Полной сметы я не видел, поэтому судить не берусь. Но сами же амеры в начале 80-х писали, что так вышло бы дешевле.
А.Н.>>А вернуть с орбиты — возвращали только 2 раза, по-моему.7-40> А это неважно.7-40>> Порой готовятся те же пару месяцев.А.Н.>>Разве?7-40> Кажись, да. Практически уверен.
Не припомню такого. Может, кто скажет? Кто тут главный шаттловед?
А.Н.>>Странно. В 10 раз чаще — это за 20 - 30 дней? Их бы тогда куда больше разбилось.7-40> Не факт. Тогда и статистика сбоев была бы выше, и процедуры лучше отработаны.
Боюсь, что для этого потребовался бы другой корабль. Гораздо дороже.
7-40>>Но когда делали "Шаттлы", думали, что ими будут выводить большинство спутников, что спутники будут большими, что их надо будет ремонтировать - на орбите и на земле...А.Н.>>Тоже странное предположение. Дешевле новый сделать.7-40> Это сейчас дешевле. А тогда, в начале 70-х, и спутники, и ракеты были намного дороже.
По-моему, запуск Сатурна-5 (именно самой ракеты) стоил сотни млн. Хотя у неё ПН 140 т.
А.Н.>>Первый раз — в конце 70-х годов, за неск. лет до начала полётов. Тогда говорили, что ТТУ поставили из-за нехватки времени, потом заменят. Второй раз — упоминание об этом после катастрофы Челленджера.7-40> Могёт быть... Но после "Челленджера" это было, я думаю, скорее паникой. А как пришли в себя и собрались с мыслями - поняли, что смысла нет никакого. Лучше поставить под контроль разгильдяйство, чем менять технику. А то к разгильдяйству любая техника чувствительна...
Может, и так. Но всё-таки считали (хотя и не все), что ЖРД безопаснее.
А.Н.>>Им повезло, поэтому они считают, что это — инженерный расчёт. Никакой расчёт не может предсказать всего.7-40> Возможно, Вы сможете разубедить их в их заблуждениях. Не хотите дать им ЦУ?
А что, расчёт может всё предсказать? Не было ещё такого.
А.Н.>>А как может быть подкреплено? Если бы гробанулись они?7-40> Да. А так - не подкреплено.
Постучите по дереву.
7-40>> США к этому вообще не пришёл. Никто после катастроф "Шаттла" и не думает в первые после катастрофы полёты отправлять его без людей. А.Н.>>И зря!7-40> Ну, после "Челленджера" проблем не было. Посмотрим через месяц, что будет в этот раз... [»]
Ещё постучите по дереву.