А.Н.> Так как можно утверждать, что может, если это не подтверждено? Кстати, это вообще старая амер. традиция — заявлять завышенные характеристики.
Вот такими методами и пользуются опровергатели - "это им свойственно, поэтому всё ложь". В таком случае можно сказать, что грузоподъёмность "Бурана" была равна 0. Иного ведь не подтверждено.
7-40>> Без разницы, что может загореться. ЖРД может взорваться - и взрывался на "Зените". А ТТУ - нет.А.Н.> Неужели совсем не может?
"Совсем" - вряд ли. Ну, разломиться может, наверное (разломиться может и обычный бак). И при любом раскладе с РДТТ аварии случались намного реже, чем аварии ЖРД.
7-40>> Ну да, сделать двухместный "Союз" ничего не мешало. Но Вы, боюсь, перешли к доказыванию того, что "Союз" как таковой делался легкомысленно. Такая мысль даже мне в голову не приходила. А.Н.> Не весь корабль как таковой, а идея летать без скафандров! Если бы его с самого начала делали для полёта в скафандрах (2 человек), не думаю, что он был бы сильно другим. Так же как после доработки не сильно изменился.
Ну да. Но это не отменяет того, что, по-Вашему, легкомыслие заключалось в самом техзадании. Делать 3-местный корабль с расчётом, что летят без скафандров.
А.Н.> Кстати, идея корабля без САС — просто чудовищное легкомыслие.
Значит, создатели 4-х созданных типов пилотируемых кораблей из общего числа 7 типов проявили чудовищное легкомыслие: "Восток", "Джеминай", "Шаттл", "Буран". САС стояли только на "Меркуриях", "Аполлонах" и "Союзах". Ну, и на "Восходе" тоже.
Нет, я не спорю. Просто на "челнок" взгромоздить САС весьма проблематично без потери функциональности. Весьма.
А.Н.> А.Н.>> Так почему же больше никогда РДТТ для пилотируемых полётов не использовали?7-40>> Потому что после "Шаттлов" никаких других пилотируемых кораблей и не делали. А "нормальные" РДТТ научились делать где-то в середине 60-х, когда все предыдущие пилотируемые корабли и ракеты были уже сделаны. А.Н.> По-моему, и сейчас таких планов ни у кого нет.
Сейчас ЖРД стали намного надёжнее.
7-40>> Ой, сомневаюсь я, чтоб сомневались... Где можно ознакомиться с их сомнениями? А.Н.> В публикациях начала и середины 50-х годов. Может, и в литературе по истории техники можно раскопать.
Не увижу - не поверю.
А.Н.> А.Н.>> Полной сметы я не видел, поэтому судить не берусь. Но сами же амеры в начале 80-х писали, что так вышло бы дешевле.7-40>> Кто именно писал? НАСА?А.Н.> Ведомственной принадлежности не помню. Но вывод ПН на шаттле оказался в 20 раз дороже, чем предполагалось.
Это да. Но в значительной мере потому, что "Шаттл" эксплуатируется не так, как было запланировано. Частота пусков слишком мала, рентабельность низка.
А.Н.> А.Н.>> По-моему, запуск Сатурна-5 (именно самой ракеты) стоил сотни млн. Хотя у неё ПН 140 т. 7-40>> Ок. 200 млн. стОил. Дорого, по тогдашним ценам.А.Н.> Даже с учётом инфляции это меньше, чем 470 млн. в ценах 2000 г.
С учётом инфляции это наверняка миллионов 700-800.
А.Н.> При том, что ПН, как минимум, в 5 раз больше! Причём Сатурн-5 выпускался сравн. малой серией (12 штук, по-моему). Насколько была бы дешевле аналогичная ракета при выпуске в 10 раз большей серией, да ещё по более современным технологиям?
Было сделано ок. 16 штук, 13 слетали. Если бы сделали серию в 10 раз больше - каждый пуск обошёлся бы тогда не 200 лимонов, а, скажем, 100. Но кому нужны полторы сотни "Сатурнов" за три десятка миллиардов в ценах 70-х?
7-40>> ЖРД стали сравнимыми по безопасности лишь в последние годы. В 70-е, когда делался "Шаттл", из-за РДТТ аварий практически не было, чего о ЖРД не скажешь.А.Н.> Каких аварий? На беспилотных носителях?
Ну да. А Вы думаете, на пилотируемых относительная аварийность РДТТ/ЖРД должна быть другой?
7-40>> Не всё. Потому и надо делать 30-300 беспилотных пусков. А.Н.> [»]А.Н.> А если без иронии, то как вы смоделируете, например, взаимовлияние оборудования ракеты? А вибрации, которые в полёте явно не те, что на стенде? А перегрузки (для всей ракеты)? Да и многое другое. [»]
Я оставляю это на усмотрение тех, кто делает ракеты.
А.Н.> Зато она случилась в 113-м.
Да. Но что дал бы первый беспилотный запуск - в 1-й раз или 114-й? Посмотреть, не случится ли снова чего? Ну так в 112*100%/113 процентах случаев ничего ужасного не происходило, даже без исправлений. Сейчас внесли исправления. Это ж сколько раз теперь без пилотов пускать надо, чтоб набрать статистику?!
А.Н.> И потом, корабль же изнашивается, надёжность падает. Это ещё 2 больших минуса многоразового корабля: физич. износ в ходе эксплуатации и невозможность сколько-нибудь серьёзной модернизации.
Согласен.