Но обработка идет.
Убить двух зайцев
Виктор Цукер
Ясная государственная политика в отношении судпрома отсутствует, поэтому частный бизнес самостоятельно проводит реструктуризацию верфей, попутно решая и неподъемные для властей градостроительные задачи
От успеха переноса Балтийского завода зависит судьба отечественного судпрома :: Фото - Александр Крупнов
От успеха переноса Балтийского завода зависит судьба отечественного судпрома
Управляющая активами Межпромбанка в области судостроения Объединенная промышленная корпорация (ОПК) готовится реформировать свои судостроительные активы в Санкт-Петербурге. Она прорабатывает несколько схем реконструкции Балтийского завода (БЗ) и «Северной верфи» (СВ) – крупнейших российских предприятий в области надводного судостроения. Одним из основных вариантов может стать перенос мощностей БЗ из центра города на территорию СВ и создание на этой территории нового конкурентоспособного производства.
В этом случае одновременно с оптимизацией судостроительных мощностей владелец верфей частично решает болезненную градостроительную проблему вывода крупных производств из центра Петербурга. Эта задача, озвученная городской администрацией как приоритетная еще несколько лет назад, практически не решается из-за отсутствия подготовленных промышленных зон на окраинах Петербурга: завершенные проекты переноса промышленных предприятий можно пересчитать по пальцам. И те удались только благодаря усилиям частного бизнеса.
Собрать в кулак
Впервые проект переноса БЗ появился еще в 1995 году. За основу взяли опыт германской верфи в Висмаре, которую полностью перестроили после объединения Германии. Тогда планировалось объединить три крупнейших судостроительных предприятия Петербурга – БЗ, «Адмиралтейские верфи» (АВ) и СВ – в единую суперверфь. Для этого первые два завода должны были пойти под бульдозер, предварительно перенеся свои основные мощности на СВ. Освободившиеся территории предполагалось пустить под коммерческую застройку. Однако стоимость проекта оказалась неподъемной. Необходимых для этого минимум 500 млн долларов не нашлось ни у государства, ни у корабелов, переживавших трудности из-за отсутствия заказов. О «переезде» БЗ впоследствии вспоминали неоднократно, однако собственникам завода (ОНЭКСИМбанку, а затем группе «ИСТ») по разным причинам не удалось приступить даже к разработке проекта.
В 2006 году о будущем БЗ заговорили с новой силой. Это вызвано готовящимися организационными изменениями в российском судпроме, сводящимися к объединению судостроительных и конструкторских активов в рамках специализированных холдингов. До сих пор государство не дает ответа на ключевые вопросы о том, какие активы могут войти в эти холдинги и какие приоритетные задачи они будут решать. Потеряв терпение, владельцы предприятий стали самостоятельно планировать их реструктуризацию.
ОПК рассматривает различные схемы существования своих петербургских судостроительных активов. Одна из них предложена ФГУП «ЦНИИ технологии судостроения» (ЦНИИ ТС). По словам главного специалиста ЦНИИ ТС Ильи Вайсмана, СВ – единственное предприятие в Петербурге, которое по всем параметрам подходит для размещения современного судостроительного комплекса. «Все лучшее, что есть на Балтийском заводе, все равно рано или поздно переедет на „Северную верфь“», – уверен Вайсман.
По мысли разработчиков, новое компактное, прямоточное предприятие с минимизированными технологическими потоками позволит строить суда и корабли вдвое быстрее, а трудоемкость работ снизится в три раза. Это обеспечит конкурентоспособность нашей продукции на международном рынке. Общий объем инвестиций в суперверфь достигает 22,5 млрд рублей. Часть из них предлагается привлечь из Инвестфонда РФ.
Эксперты считают, что единственной альтернативой созданию суперверфи для ОПК является продажа заводов. Потенциальным покупателем выступает Рособоронэкспорт, однако стороны не могут сойтись в цене.
Разность потенциалов
Перенос БЗ из центра города (он занимает 70 га на Васильевском острове) на площадку СВ, расположенную на окраине, позволит собственнику экономить на платежах за промышленное использование земли. Эти расходы сильно различаются в зависимости от месторасположения предприятий в черте города.
По расчетам девелоперов, на коммерческом использовании высвобождающейся земли вполне реально заработать до 700 млн долларов, что практически компенсирует затраты на переезд предприятия. Новый Генеральный план Петербурга в пределах расчетного срока (до 2015 года) позволяет использовать территорию БЗ под промышленные нужды, за исключением небольшого участка, зарезервированного под общественно-деловую застройку. В случае удачного переноса предприятия частный бизнес продемонстрирует значительно большую эффективность, нежели Смольный, в решении одной из основных городских проблем – вывода промышленных предприятий из центра города.
Санкт-Петербург
...А неубитые медведи делили чьи-то шкуры с шумом.
Боюсь, мы поздно осознали, к чему всё это приведёт.