Крейсерский полёт и сепарация IIIII. Синтез двигательно-сепарационной системы, аэродинамики и траектории полёта дайвера. Пример 1 (SL II –1)
Так как системы, подобные уранианскому дайверу неизвестны, изначально необходимо выработать критерии его эффективности и найти область параметров, в которой следует проводить их оптимизацию. Для этого хотя бы в первом приближении необходимо увязать характеристики основных подсистем аппарата с его возможными лётными данными и получить, таким образом, первичные оценки его возможных вариантов.
В качестве критерия оптимизации дайвера выбран удельный расход энергии на единицу массы добытого гелия-3. Предварительный анализ показал, что в основном энергия будет расходоваться во время многодневного крейсерского полёта для сбора и концентрации гелия-3, рассеянного в атмосфере Урана. Они могут быть, минимум, на порядок, больше, чем энергозатраты на выход дайвера на орбиту. Поэтому в первом приближении минимизируются затраты на крейсерский полёт при ограничениях, позволяющих дайверу оставаться эффективным аэрокосмическим самолётом.
В качестве исходной аэродинамической компоновки дайвера SL II, как уже было написано ранее, выбрана та же самая компоновка, что и для АКС SL. В качестве силовой установки взят двухконтурный ядерный турбореактивный двигатель (ТРДД). Так как максимальное аэродинамическое качество этой компоновки достигается при M = 1.0, то в соответствии с выработанными многолетним опытом стереотипами, именно это число Маха и было выбрано для крейсерского полёта варианта 1 дайвера. Остаётся априорно выбрать разумные величины скоростного напора q при крейсерском полёте, степень сжатия компрессора ТРДД pi<c> и степень его двухконтурности m. Первая из них представляет собой половину произведения плотности газа на квадрат скорости полёта аппарата, имеет размерность давления и является мерой всех аэродинамических воздействий на аппарат, а последняя – это отношение расходов газа проходящих через внешний (вентиляторный) и через внутренний (газогенераторный) каналы двигателя.
Для этого, обратимся к земному авиационно-космическому опыту. Как легко посчитать, скоростной напор при крейсерском полёте дозвуковых самолётов (M = 0.82) на высоте 10 – 9 км составляет 12 – 15 кПа. При полёте сверхзвуковых самолётов типа Concorde крейсерский скоростной напор составляет 20 кПа. При разгоне обычно достигаются заметно большие скоростные напоры: у АКС SL на участке траектории разгона на синерджете принималось значение q = 50 кПа, а на участке разгона на скрэмджете q = 75 кПа. Так как дайвер SL II должен двигаться по траектории разгона с аналогичными значениями скоростного напора, а также вследствие того, что крылья современных самолётов переразмерены для условий крейсерского полёта, в качестве первого приближения на режиме его крейсерского полёта была выбрана близкая к разгонной величина q = 40 кПа – существенно большая, чем у типичных земных самолётов. Переразмеренность крыльев у них вызвана необходимостью выполнения взлёта и посадки на полосу ограниченной длины, а дайвер в отличие от них не садится, а только выходит на парковочную орбиту вокруг Урана
Предполагается, что двигатели для крейсерского полёта должны также использоваться при разгоне дайвера, поэтому у них не может быть большая степень сжатия компрессора, так как их тяга при разгоне будет падать тем быстрее, чем больше степень сжатия. У синергетического двигателя АКС SL степень сжатия фронтального компрессора на старте при M = 0 составляла pi<c> = 4.25, а при M = 1.2 pi<c> = 4.46. На основании этих довольно зыбких построений исходная степень компрессора ТРДД дайвера SL II на крейсерском режиме полёта была выбрана равной 4.5.
Чем выше степень двухконтурности ТРДД на режиме дозвукового крейсерского полёта, тем лучше. Однако, априори не ясно, удастся ли её обеспечить при возможной температуре перед турбиной и при имеющейся степени расширения на ней. Поэтому в первом расчёте была взята умеренная степень двухконтурности m = 4.0.
Итак, заданы: крейсерское число Маха M = 1.0, скоростной напор q = 40 кПа, степень сжатия на компрессоре ТРДД pi<c> = 4.5 и степень его двухконтурности m = 4.0. После этого остальные параметры дайвера определяются «полуавтоматически».
В результате быстро сходящейся итерационной процедуры с использованием полученной ранее модели атмосферы определено, что SL II – 1 летит на высоте 22.5 км над уровнем p = 100 кПа, при давлении атмосферы 48.5 кПа, её температуре 61 К со скоростью 620 м/с. Несмотря на существенно разные значения числа Рейнольдса в натуре и при испытаниях в аэродинамической трубе, в качестве первого приближения взято трубное значение максимального аэродинамического качества Кmax = 8.5, которое снято с рисунка 5 [1]. Коэффициент подъёмной силы Cy opt (Cy, соответствующий Кmax) пересчитывается по известным закономерностям трансзвукового обтекания с M = 0.6 на M = 1.0, и в соответствии со сложившимися стереотипами уменьшается на 10% [2]. Получается, что Cy = 0.12 на крейсерском режиме полёта, и нагрузка на крыло G/S = 480 кПа, что в 1.4 – 1.6 раза выше, чем соответствующие значения этого показателя у SL. Примерно это значение и ожидалось при выборе уровня скоростного напора.
Степень сжатия в потока в газозаборнике pi<(i)> = 2.04, температура потока перед компрессором 80 К. Степень сжатия компрессора pi<c> = 4.50, температура за компрессором 148 К, давление 445 кПа. Общая степень повышения давления 9.18. Газ из газозаборника сжимается в компрессоре, поступает в газо-газовый теплообменник, в котором навстречу с равным массовым расходом движется газ обратного потока, полученный смешением водорода при температуре 20 К и гелия при температуре 50 К. В результате, температура смеси – 22.5 К. Встречный поток нагревается до 130 К. С учётом того, что теплоёмкость встречного потока составляет около 0.960 теплоёмкости исходного потока, изменение температуры исходного потока составит 103 К. Таким образом, на выходе из теплообменника температура газа прямого потока составит 45 К. Средний перепад температур на теплообменнике – 20 К.
Охладившийся до 45 К газ из теплообменника поступает на реактивный турбодетандер со степенью расширения pi<t> = 9.92, и выходит из него при температуре 20 К. Далее происходит ожижение водорода в ректификаторе, омываемом встречным потоком сжиженного ранее водорода, и отбор и переход газообразного гелия во второй охлаждающий контур, о работе которого было написано в предыдущем послании. После этого жидкий водород проходит через насос со степенью повышения давления 15.7 и движется в противоположном направлении, превращаясь во встречный поток теплоносителя. Затем он газифицируется, охлаждая ректификатор. В коллекторе в него из внутреннего контура системы сепарации сбрасывается поток гелия-4 при том же давлением, и смесь газов при температуре 22.5 К поступает в газо-газовый теплообменник. Затем, при температуре 130 К разделяется на два потока: 80% идёт во внешний контур ТРДД и выбрасывается через сопло, а 20% поступает во внутренний контур, где через теплообменник ядерного реактора нагревается до 1200 К.
Относительно собственно процесса ожижения водорода и охлаждение гелия можно повторить слова, написанные в предыдущем послании: «Следует отметить, что накапливание очень малой части ожижаемого потока кардинально упрощает проблему ожижения, так как, запустив единожды такой стационарный процесс, для ожижения последующих порций потока можно и нужно использовать ресурсы его предшествующих порций. Если бы не было потерь, то такой процесс практически не требовал бы никаких внешних источников энергии. В реальности, для компенсации внутренних потерь процесса ожижения на встречных потоках требуется подвод некоторой внешней механической энергии, тем меньшей, чем выше качество этого процесса».
При степени расширения сопла внешнего контура pi<n> = 13.45 удельная тяга внешнего контура (тяга, отнесённая к расходу газа) легко определятся (см. [3, 4]). Её величина составляет 600 м/с (надо отметить, что степень сжатия водородного насоса выбиралась из условия получения этого целевого параметра).
Во внутреннем контуре газ при температуре 1200 К проходит через турбину со степенью расширения pi<t> = 2.68, в результате чего на ней вырабатывается механическая мощность в 1/0.95 раза больше, чем та, что нужна для привода газового компрессора двигателя. В сопло со степенью расширения 13.45/2.68 = 5.02 газ поступает при температуре 930 К, что позволяет получить удельную тягу внутреннего контура 2945 м/с. С учётом соотношения расходов газа во внешнем и внутреннем контурах ТРДД его интегральная удельная тяга составляет 945 м/с.
Итак, на режиме крейсерского полёта дайвера: масса аппарата – 300 т, вес G = 2.53 МН, крейсерское трансзвуковое аэродинамическое качество – 8.5, тяга двигателей – 298 кН. Удельная тяга на крейсерском режиме полёта равна 945 м/с, тогда расход газа – 315 кг/с, приход He3 – f = 4.5 г/с или 390 кг/сутки.
Так как расход газа – Q = 315 кг/с, изменение температуры газа на теплообменнике от ядерного реактора – DT = 1070 К, а средняя теплоёмкость газа при постоянном давлении в диапазоне температур 130 – 1200 К составляет <cp> = 12.8 кДж/(кгК), изменение его энтальпии Di = <cp>DT = 13.7 МДж/кг.
Тепловая мощность теплообменника (ядерного реактора) N = QDi/(m + 1) = 865 МВт, и удельный расход энергии на единицу массы гелия-3 у этого варианта дайвера будет равен omega = N/f = 190 ГДж/кг.
Литература
1. Лобановский Ю. И. – Интерференционная концепция аэродинамического проектирования гиперзвуковых компоновок. 2003.
SYNERJETICS GROUP Возможно ли создание нового поколения гиперзвуковых летательных аппаратов (ГЛА), совершающих скоростной крейсерский полет в атмосфере или разгон для выхода на низкую околоземную орбиту? В работе излагаются основные положения интерференцио
2. Кюхеман Д. – Аэродинамическое проектирование самолетов. Москва, "Машиностроение", 1983.
3. Седов Л. И. – Механика сплошной среды, т. II. Москва, «Наука», 1976.
4. Абрамович Г. Н. – Прикладная газовая динамика. Москва, «Наука», 1969.