А-а, пожалуйста!
Аварийное происшествие с судами ГС «Арктика» и БГК-775
55 ОДнГС 80 РГС Новороссийской ВМБ Черноморского флота
9 декабря 2002 года у мола причала №35 порта Новороссийск в ноч-ное время из-за потери поперечной остойчивости вследствие обледенения, под воздействием отрицательных температур воздуха (минус 10–12°С) и ураганного ветра до 37 метров в секунду, ГС «Арктика» легло на грунт на глубине 7 метров с креном 30° на левый борт, при этом большая часть корпу-са судна ушла под воду, а БГК-775 затонул полностью.
ГМО: ветер – северо-восточный, 27-30 м/с в порывах до 37 м/с, вол-нение моря 4-5 баллов, высота волны 1,5 метра, температура воздуха –10-12о, температура воды – +9о.
В соответствии с приказом Главнокомандующего ВМФ 1994 года №055 аварийное происшествие классифицируется как авария судов, связан-ная с управлением кораблями (судами), силами.
ГС «Арктика»: проект 861, заводской № 1, год постройки – 1967, Польская НР, нормативный срок службы – 25 лет, истек в 1992 году. Ремон-ты: текущий ремонт – в 1996 году, поддерживающий ремонт в 13 СРЗ – в марте 2002 года, очередной срок ремонта – 2005 год, последний доковый ре-монт – апрель 2001 года, очередной доковый ремонт – апрель 2003 года. Судно по техническому состоянию допущено к плаванию в осенне-зимний период приказом командующего Черноморским флотом от 1 ноября 2002 года № 621.
БГК-775: проект 1896, заводской № 1227, год постройки 1973, Зеле-нодольским судостроительным заводом, нормативный срок службы – 20 лет, истек в 1993 году. Ремонты: текущий, с докованием в 2001 году в Туапсин-ском СРЗ, очередной срок ремонта в 2004 год. Катер по техническому со-стоянию допущен к плаванию в осенне-зимний период приказом командую-щего Черноморским флотом от 1 ноября 2002 года № 621.
Обстоятельства происшествия: В 06.18 6 декабря 2002 года опера-тивный дежурный Новороссийской военно-морской базы получил оповеще-ние об усилении северо-восточного ветра до 26 м/с. В 7.35 силам Новорос-сийской военно-морской базы, дислоцированным в порту Новороссийск объ-явлена штормовая готовность № 3. В 11.00 объявлена штормовая готовность № 2, в 13.00 объявлена штормовая готовность № 1.
На ГС «Арктика» и БГК-775 с получением сигнала с объявлением штормовой готовности №1 по приказанию капитанов судов Ленского В.И. и Степанова В.Н. экипажами судов выполнены мероприятия по ШГ № 1: про-изведен обход судов, проверено состояние швартовых концов, судовых меха-низмов и плавсредств; заведен график ветра и давления, суда перешли на судовое питание от собственных дизель-генераторов, открыта радиовахта и установлена связь с оперативным дежурным НВМБ. О выполнении меро-приятий по ШГ № 1 доложено оперативному дежурному НВМБ, доклады о состоянии судов производились ОД НВМБ и командиру 55 ОДнГС капитану 2 ранга Матушкину Ю.А. ежечасно. В связи с установленной штормовой го-товностью члены экипажей находились на борту. Материальная часть судов находилась в исправном состоянии и была подготовлена к немедленной даче хода. 7 декабря в 18.00 началось усиление ветра до 15-18 м/с. Повторно про-ведены мероприятия, обеспечивающие безопасность судна по ШГ № 1, заве-дены дополнительные концы по левому борту на баке, шкафуте, полушкафу-те и юте. Безопасность стоянки судна обеспечивалась. В 5.00 8 декабря 8.12.2002 года ветер усилился до 20-25 м/с, волнение моря у мола причала №35 составляло 3-4 балла, высотой 1,5 метра, волны захлестывали ГС «Арк-тика» и БГК-775. С понижением температуры начали образовываться ледя-ная корка на надстройке и верхней палубе. В 9 часов 30 минут 8 декабря ка-питанами судов поставлена задача экипажам на скалывание льда с верхней палубы и надстроек и к 14.00 палубы и надстройки были очищены от снега и льда. К 16.00 8 декабря произошло резкое понижение температуры воздуха, а порывы ветра достигали 25-30 м/с. Началось интенсивное образование льда на верхней палубе, надстройках и спасательных средствах. К 17.00 образо-вался статический крен на левый борт до 3°. Вторым механиком ГС «Аркти-ка» Мотренко Д.Л. по приказанию капитана судна произведена перекачка топлива из цистерн левого борта в топливные цистерны правого борта №2, 5, 7, после чего крен составил 0°. При этом оставались свободные поверхности в топливных цистернах №2, 5, 7, цистернах пресной и котельной воды. Судо-вые запасы топлива на этот момент составляли 62 тонны или 28% от полных. При таких запасах топлива и воды в днищевых цистернах и развивающемся обледенении надстроек и палубы поперечная остойчивость стремительно снижалась. Элементы непотопляемости судов в период обледенения не рас-считывались; мероприятия по повышению остойчивости (прием забортной воды в днищевые и балластные цистерны, удаление грузов в нижние отсеки) кроме скалывания льда, не проводились. На БГК-775 были приняты негра-мотные меры (подъем кормовой стрелы до упора вверх), способствующие значительному уменьшению поперечной остойчивости в условиях интенсив-ного обледенения.
В 22.30 8 декабря на борт ГС «Арктика» по приказанию командира Новороссийской ВМБ контр-адмирала В.И. Рогатина прибыл начальник шта-ба НВМБ контр-адмирал Безмельцев А.В. для руководства действиями эки-пажей судов и выделенного личного состава из 183 АСП, 183 ОДнГС, КРЛ «М. Кутузов», 459 ОБАДН, 182 ФПЭ, МПК «Касимов» в количестве 63 чело-век для оказания помощи по удалению льда с верхней палубы и надстроек.
К 2.00 9 декабря крен на ГС «Арктика» достиг 12° на левый борт, а БГК-775 перевалился на правый борт с креном 6°, что свидетельствовало о потере поперечной остойчивости. В 6 часов 05 минут по приказанию коман-дира НВМБ контр-адмирала Рогатина В.И. на БГК-775 технические средства выведены из действия, судно загерметизировано, экипаж в составе 8 человек по штормтрапу поднялся на борт ГС «Арктика», судно повреждений корпуса не имело, вода во внутренних помещениях отсутствовала.
Выделенный личный состав прибыл не экипированный и в условиях значительного понижения температуры воздуха и усиления ветра эффектив-ных мер по удалению льда с судна оказать не смог.
К 5 часам 30 минутам 9 декабря крен ГС «Арктика» достиг 25° на ле-вый борт и в 6.00 по приказанию начальника штаба НВМБ контр-адмирала Безмельцева А.В. экипаж начал покидать судно. В 6 часов 46 минут все люди были эвакуированы. При этом крен на момент эвакуации личного состава составил 35º на левый борт и верхняя палуба вошла в воду на 40-50 санти-метров.
В 10 часов 40 минут 9 декабря ГС «Арктика» легло надстройкой ле-вым бортом на причал, а в 11.15 оборвались швартовные концы с БГК-775, БГК-775 лег на левый борт и, в 11.47 ушел под воду у причала № 35 на глу-бине 7 метров.
В 11.58 надстройка ГС «Арктика» начала сползать с причала, в 12.16 корма погрузилась в воду. В 18.20 ГС «Арктика» получив крен около 60° легло на грунт на глубине 7 метров с креном 30°.
Обстановка на командных пунктах: В 22.50 8 декабря по приказанию командира НВМБ контр-адмирала Рогатина В.И. была дана команда на раз-вертывание поисково-спасательного поста (ПСП). Начальник ПСП, началь-ник штаба НВМБ контр-адмирал Безмельцев А.В. с двумя заместителями начальника ПСП убыл на аварийные суда не убедившись в нормальном функционировании ПСП. Оперативным дежурным НВМБ донесения о разви-тии аварийного происшествия на судах и развертывании ПСП на командном пункте базы, на КП ЧФ и ЦКП ВМФ в соответствии со ст. 180 НПСО ВМФ-95 не производились. В связи с отсутствием на ПСП начальника поста, его заместителей оценка развития аварии на ГС «Арктика» и БГК-775 не произ-водилась, пост обстановкой на аварийных объектах не владел, оценку обста-новки не производил и предложений в решение командира НВМБ не представлял.
Командование флота и НВМБ решение на организацию и выполне-ние спасательных работ не принимало. Дежурные поисково-спасательные силы базы и п. Новороссийск для оказания помощи аварийным судам ГС «Арктика» и БГК-775, из-за сложных гидрометеорологических и навигаци-онных условий, ограниченных мореходных и маневренных качеств спаса-тельных сил, не привлекались.
Авария с гидрографическими судами НВМБ свидетельствует о том, что ЦКП ВМФ и командными пунктами Черноморского флота по-прежнему недооцениваются опасные метеорологические явления, не принимаются за-благовременные меры по обеспечению безопасной стоянки кораблей и судов, командиры кораблей и капитаны судов проявляют беспечность и низкую морскую выучку в сложных условиях стоянки.
Последствия происшествия: Суда в результате аварии, связанной с управлением судами и силами лишены возможности решать свойственные им задачи. Для восстановления их технической готовности требуется прове-дение судоподъемных работ и восстановительного ремонта. Необходимое время на судоподъемные работы при благоприятных погодных условиях си-лами и средствами УПАСР ЧФ составляет от 14 до 20 суток. Ориентировоч-ная стоимость судоподъемных работ составляет 877 тысяч рублей. Необхо-димое время на проведение восстановительного ремонта БГК-775 составляет 3 месяца, ГС «Арктика» – 6 месяцев с момента подъема и проведение перво-очередных восстановительных работ. Предварительная стоимость восстано-вительного ремонта обоих судов составляет 14 миллионов рублей. Остаточ-ная стоимость судов рассчитанная УЗИП ВМФ на основании «Руководства по реализации судов ВМФ, судов ПСС ВМФ, судов ГС ВМФ, судов про-мышленных организаций», утвержденного Заместителем ГК ВМФ составля-ет: ГС «Арктика» – 1 миллион 470 тыс. рублей; БГК-775 – 68 тыс. 750 руб-лей.
Лица, пострадавшие при происшествии: При ведении борьбы за жи-вучесть, в экстремальных условиях получили обморожения кистей рук на-чальник штаба НВМБ контр-адмирал Безмельцев А.В. Члены экипажа гс «Арктика»: Мотренко Д.Л, Лесков Д.В., Дунаев С.Н., Гелашвили К.Г., Ши-пулин В.В., Михайлов А.Н. – обморожение рук, Балабан В.Н. – ушиб левой голени. Члены экипажа БГК-775: Степанов В.А. – обморожение рук 3 степе-ни, Урсол В.С. – сердечный приступ, Лапшин Р.Н. – ОРЗ.
Причинами аварии судов являются:
- не прогнозируемое развитие опасных гидрометеорологических яв-лений (резкое, в течение 1,5-2 часов усиление силы ветра до 30 м/с, в поры-вах до 37 м/с, при одновременном снижении температуры до –12 градусов), приведшее к форс-мажорным обстоятельствам;
- не предусмотрительность и не принятие своевременного решения командованием НВМБ, 80 РГС, 55 ОДнГС и капитанами судов на выход гс "Арктика" на внешний рейд и перешвартовку "БГК-775" в соответствии с рекомендациями лоции Черного моря (адм. №1244, 1996 г. изд.) и требовани-ям "Инструкции по штормовым готовностям ЧФ":
- безрасчетные действия капитанов судов по спрямлению и восста-новлению остойчивости судов;
- отсутствие рекомендаций по борьбе за живучесть судов поисково-спасательными постами командных пунктов Черноморского флота и НВМБ;
- не выполнение требований раздела 3 ст.3.1 «Обязательных поста-новлений по п. Новороссийск» командиром НВМБ;
- не знание и не выполнение требований директивы Главнокоман-дующего ВМФ 2002 г. № ДФ-06;
- командованием Черноморского флота, Новороссийской ВМБ, ко-мандирами кораблей и капитанами судов не сделаны выводы и не выполнены указания Главнокомандующего ВМФ после затопления трех десантных кате-ров в 1993 году при аналогичных сложных гидрометеорологических услови-ях базирования в п. Новороссийск.
Происшествию способствовали:
– отсутствие надежных мест стоянки судов 55 ОДнГС в порту Ново-российск;
– неудовлетворительная организация взаимодействия командного пункта НВМБ с администрацией порта;
– отсутствие автоматизированных каналов доведения гидрометеоро-логической информации на КП НВМБ.