havron>> Будет архиинтересно, ждем.
havron>> А для других судов есть соответствующие топики !!!
607ОДНГС> Чуть ли не единственный случай, когда авария ГС была связвна, пусть и косвенно с выполнением свойственных задач. Так сказать специфическая авария.
607ОДНГС> Есть еще схемка, но ее пока не выложить.
607ОДНГС> Посадка на мель ГС-47 в 1995 году.
607ОДНГС> КРАТКО: 12.12.95 ГС-47 выполнял задачи планового обслуживания СНО Курильских островов. При съемке с якоря в темное время суток в благоприятных ГМО сел на мель в бухте Двойная у о. Матуа. Вместо выхода из узкости задним ходом под ветер на просторную акваторию и дальнейшего сво-бодного маневрирования, капитан дал ход вперед и начал циркуляцию влево в сторону ближайшего берега находясь в 3 кбт от опасных глубин. Не имея достаточного пространства, при работе только одной правой машиной корма судна не смогла пересечь линию ветра (NW - 15 м/с) и в 20.07 ГС-47 имея ход 4 узла сел на камни.
607ОДНГС> Начальник штаба - назначил старшим на переход заместителя по воспитательной. работе, проверку готовности судна к выходу в море произ-вел некачественно, без проведения судового учения в узкости, сделал не-обоснованный доклад о готовности судна к выходу в море.
607ОДНГС> Капитан - нарушил уставные обязанности по обеспечению безопас-ности плавания (ст.ст.67, 68, 78, 79 УССО),судовую тревогу не объявил, судно к плаванию в сложных условиях не приготовил, маневр съемки с якоря и выхода из бухты не рассчитал и на карту не нанес, зрительное и техниче-ское наблюдение не усилил, место судна сам не определял, управлял судном «на глаз».
607ОДНГС> Низкая организация и безответственное отношение командования и штабов к планированию, использованию и управлению ими в море при вы-полнении мероприятий БП, БС и различных видов обеспечения.
607ОДНГС> ПОДРОБНЕЕ: 12 декабря 1995 года малое гидрографическое судно "ГС-47" при маневрировании после съемки с якоря в бухте Двойная на скорости 4 узла село на камни у острова Матуа Большой Курильской гряды.
607ОДНГС> Гидрометеообстановка: Ветер - северо-западный, 14-15 м/с, море - 4 балла, видимость - 10 кбт, снежные заряды.
607ОДНГС> В результате посадки на мель имеются повреждения корпуса судна, затоплены главное машинное отделение и ряд внутренних помещений. В хо-де спасательной операции флота с затратами больших сил и материальных средств 19 декабря судно было снято с мели. Требуется длительный восстановительный ремонт.
607ОДНГС> Основными причинам этого происшествия явились безответствен-ность многих должностных лиц и самоустранение их от выполнения своих прямых служебных обязанностей, грубые нарушения установленных требований по обеспечению безопасности плавания в сложных условиях, невыполнение капитаном судна своих уставных обязанностей по управлению судном, серьезные упущения командования и штабов соединения, объединения и Гидрографической службы ТОФ в работе по предупреждению ава-рийности, организации и порядку подготовки сил к безаварийному плаванию.
607ОДНГС> Подготовка "ГС-47" к выходу в район, опасный для плавания и сложный в навигационном отношении, командованием группы гидрографи-ческих судов была организована неудовлетворительно. На судне не были отработаны и игнорировались командным составом расписания по приготовлению судна к походу, плаванию в узкости, ночью, в сложных метеоусловиях. Проверка судна к походу под руководством начальника штаба района гидрографической службы п. Корсаков была организована формально. Штаб СГ ВМБ от организации подготовки и проверки готовности к выходу "ГС-47" в длительный поход самоустранился. Кроме того, малое гидрографическое судно "ГС-47" вышло из п. Корсаков для обслуживания средств навигационного оборудования на островах Курильской гряды без предъявления инспекции безопасности мореплавания.
607ОДНГС> В 12.35 12 декабря местного времени "ГС-47" стало на якорь в бухте Двойная у о. Матуа для технического обслуживания маяка Топорков.
607ОДНГС> Капитан судна (он же старший на борту) назначил время съемки с якоря на 20.00 для перехода к о. Симушир и дал команду старшему помощ-нику капитана готовить главные двигатели к походу.
607ОДНГС> Старший помощник капитана всестороннюю подготовку судна к по-ходу не организовал, а ограничился командой старшему механику о подго-товке главных двигателей к даче хода.
607ОДНГС> Третий помощник капитана, выполняющий функциональные обязан-ности штурмана, никаких предварительных навигационных расчетов на съемку с якоря и выход из бухты не произвел, ограничился приготовлением к работе эхолота и радиолокационной станции, по бездумному и безответст-венному приказанию старшего помощника капитана заступил на рулевую вахту вместо рулевого.
607ОДНГС> Старший помощник капитана, получив доклад о готовности главных двигателей к даче хода, доложил об этом капитану и, не повысив готовности судна, начал выборку якоря.
607ОДНГС> Капитан судна, поднявшийся на мостик за пять минут до назначен-ного времени съемки с якоря, грубо нарушая корабельную организацию при маневрировании судна в узкости, не потребовал от третьего помощника ка-питана доклада предварительных расчетов на съемку с якоря, сам не оценил безопасность выбранного курса, гидрометеоусловия, не объявил судовую тревогу для приготовления судна к плаванию в сложных условиях, вблизи берега и навигационных опасностей, не приготовил якорь к немедленной от-даче и не организовал постоянного наблюдения за измерением глубины эхо-лотом. Основываясь лишь на личной оценке радиолокационной обстановки, капитан судна принял безграмотное и безрасчетное решение развернуть суд-но влево, с курса 330° на курс 150°, находясь в 3-х кабельтовых от опасных глубин, используя только руль и правую машину, хотя сводное пространство за кормой позволяло отойти назад и безопасно выйти из узкости.
607ОДНГС> В 20.00 капитан судна дал правой машиной ход вперед (скорость 3,5-4,0 узла), переложил руль лево на борт. Не имея достаточного пространства для маневра при работе только одной правой машины корма судна не смогла пересечь линию ветра, и в 20.07 на скорости около 4-х узлов на курсе 225° "ГС-47" село на камни у о. Матуа в дистанции от береговой черты 25-30 мет-ров. Попытки сняться самостоятельно с камней результатов не дали.
607ОДНГС> В результате посадки на камни "ГС-47" получило более 10 трещин и пробоин в корпусе, в результате чего были выведены из строя оба главных двигателя, электродвигатели малого хода, дизель-генератор, топливный сепа-ратор, электрокомпрессор и другое оборудование; затоплены главное ма-шинное отделение, балластная цистерна, 7 топливных цистерн, 2 цистерны котельной воды, цистерна отработанного масла и цистерны фекальных вод.
607ОДНГС> Усилиями специально организованной спасательной операции флота "ГС-47", с использованием трех мощных буксиров (СБ-521, МБ-148, СС "Ка-питан Клюев") только 19 декабря рывками при общем тягловом усилии свы-ше 160 тонн, было снято с камней. Срок восстановления технической готов-ности судна с постановкой в док и ремонтом силами судоремонтного завода более составил 30 суток.
607ОДНГС> Основные причины аварии:
607ОДНГС> 1. Халатность и грубые нарушения капитаном малого гидрографиче-ского судна "ГС-47" своих уставных обязанностей по обеспечению безопас-ности плавания, установленные статьями 67, 68, 78, 79 Устава службы на судах обеспечения ВМФ и хорошей морской практикой: судовую тревогу не объявил, судно к плаванию в сложных условиях не приготовил, маневр съем-ки с якоря и выхода из бухты не рассчитал и на карту не нанес, зрительное и техническое наблюдение не усилил, сам место судна не определял, управлял судном на глаз, прибыл на ходовой мостик только после съемки с якоря и вместо выхода из узкости под ветер и дальнейшего свободного маневрирова-ния, дал ход вперед и начал циркуляцию влево в сторону ближайшего берега, которая закончилась посадкой на камни.
607ОДНГС> 2. Невыполнение своих уставных обязанностей старшим помощни-ком капитана судна, установленных статьями 108, 429 Устава службы на су-дах обеспечения ВМФ: подготовку судна к плаванию не организовал, прибы-тие всей вахтенной службы на свои места не проконтролировал, вахтой ру-ководил неудовлетворительно, не потребовал от третьего помощника капитана выполнения своих штурманских обязанностей, а при съемке с яко-ря в узкости приказал заступить ему на рулевую вахту.
607ОДНГС> Происшествию способствовали:
607ОДНГС> 1. Невыполнение командиром 929 группы гидрографических судов 57 РГС установленного руководящими документами ВМФ порядка подго-товки судна к плаванию и проверки его готовности к выходу в море, наличие грубых нарушений в организации службы на судне, которых командир груп-пы гидрографических судов не увидел, так как послепоходовый анализ безо-пасности плавания на подчиненных судах не проводил, обучением капитана судна "ГС-47" безаварийному решению задач в море не занимался, необосно-ванно полагаясь только на его возраст и опыт, работу по предупреждению аварийности в группе судов не организовал, сам на судне в море не вышел и тяжелое происшествие с ним не предотвратил.
607ОДНГС> 2. Бездействие начальника штаба 57 РГС СГ района базирования, не имеющего допуска к самостоятельному управлению кораблем и силами со-единения, который полноценную подготовку судна "ГС-47" к выполнению поставленных задач по обслуживанию навигационного оборудования Ку-рильских островов в сложных условиях осенне-зимнего периода организо-вать не сумел, реальных опасностей для мореплавания в этом районе не представлял, назначил старшим на поход для выполнения посторонних задач заместителя начальника 57 РГС по воспитательной работе, не способ-ного потребовать от капитана судна наведения уставной организации служ-бы и оказать ему помощь в обеспечении безаварийного решения поставлен-ных задач, проверку готовности судна к выходу в море произвел некачест-венно, без проведения судового учения по обеспечению безопасности пла-вания в узкости, сделал необоснованный доклад на командный пункт СГ ВМБ о готовности судна к выходу в море, чем ввел командование в заблуж-дение.
607ОДНГС> 3. Бездействие начальника 57 РГС Совгаванского района базирова-ния, имеющего опыт службы только в береговых подразделениях Гидрогра-фической службы, который работу по предупреждению аварийности в под-чиненных группах судов обеспечения не организовал, системой подготовки и проверки готовности судов к безаварийному решению задач в море в осенне-зимний период не занимался, деятельность подчиненного ему командира 929 группы гидрографических судов не контролировал.
607ОДНГС> 4.Формально-бюрократический подход начальника штаба - первого заместителя командира Совгаванской ВМБ в условиях организационно-штатных изменений частей флота, базирующихся в п. Корсаков, к подготовке малого гидрографического судна "ГС-47" к выполнению поставленных задач и проверке его готовности к выходу в море: неправильно оценил предстоя-щее длительное плавание судна в одном из самых сложных районов Мирово-го океана как внутрибазовый переход, действенный контроль за ходом его подготовки через начальника 66 пункта базирования не организовал, тща-тельную проверку готовности судна к выходу в море штабом СГ ВМБ не произвел, выход неподготовленного судна в море не запретил, не потребовал назначения старшим на поход офицера, допущенного к самостоятельному управлению судном, хорошо знающего район, условия плавания и способно-го оказать помощь капитану судна в вопросах обеспечения безопасности мореплавания.
607ОДНГС> 5. Непредусмотрительность начальника гидрографической службы ТОФ в период организационно-штатных изменений на флоте, который сис-тему контроля за подготовкой гидрографических судов к плаванию не орга-низовал, необходимых предложений командованию ТОФ не представил, не организовал эффективную работу командования подчиненных подразделе-ний ГС ТОФ по предупреждению аварийности, сам лично этой работой не занимался, ее состояния не знал и контроль за ее практической реализацией в удаленных частях не осуществлял.
607ОДНГС> 6. Формальный подход командного пункта Тихоокеанского флота, который указанных выше недостатков в работе штаба СГ ВМБ, командова-ния 57 РГС и 929 группы гидрографических судов не увидел, выход в море неподготовленного судна не запретил и происшествия не предотвратил.
Уточнение. Ремонт ГС47 производился не СРЗ, а 28 СРК ВМФ (плавмастерские) в Петропавловске-Камчатском (6й пирс, б.Раковая).
По рассказам очевидцев, в момент съемки с якоря на ГС все были пьяны (кроме стармеха, замполита и еще 2-3 человек, потому и аврал не объявляли при съемке с якоря), это подтверждается также немалыми запасами водки на ГС по приходу в ПК (в ящиках - предназначалась для гидрографических постов), во всяком случае большая часть экипажа ГС (матросы) была пьяна постоянно все время ремонта, а денег на спиртное у них не было, зарплату им привезли из Совгавани недели через две после постановки в док.