S.I.>> Еще как и давно! Только уши,ноздри и глаза из воды торчат
pokos> А зольдат с Тополя за торчащие уши отправляют нужник драить.
S.I.>> То что собрал инженер на пенсии (3500км дальность полета при 5кг весе), в КБ Лэнгли не смогут усовершенствовать?
pokos> Да насрать, сколько там у инженера на пенсии полётный вес. У него полезная нагрузка =0. И даже при этом летает его поделка мало совсем. Разговор ни о чём.
Любой человек, мало-мальски знакомый с авиамоделизмом, при виде российских армейских БЛА ужаснется – такие аппараты авиамоделисты делали лет тридцать назад, если делали вообще. Смотреть по-настоящему современную технику нужно там, где заканчивается оборонный заказ. На последнем «МАКСе» нас более всего заинтересовали аппараты ZALA, выпускаемые ижевской фирмой «Беспилотные системы», составлявшие разительный контраст с армейскими системами. Однако тогда увидеть их в полете нам не удалось.
И вот в начале этого года нас пригласили на демонстрационные полеты для МЧС. На самом деле компания Александра Захарова выпускает несколько типов беспилотников, но самый интересный – ZALA 421-08.
Весь комплекс состоит из системы управления и двух аппаратов, причем его стоимость составляет почти половину одной «Пчелы» – около 1,5 млн. рублей. Масса самого летательного аппарата – 1,7 кг, и половина ее приходится на литиевые аккумуляторы. Запускается ZALA с рук, как детский электрический пенопластовый самолетик. На борту две камеры: одна черно-белая высокого разрешения смотрит вниз и вперед, вторая цветная – вниз и вбок. Если оператора интересует какой-то объект более подробно, он просто тыкает пальцем в сенсорный экран ноутбука, и ZALA, закладывая левый вираж, начинает делать «воронку», непрерывно удерживая цель в объективе бортовой камеры. Что-то подобное делают знаменитые американские ганшипы, только вместо телекамер на них стоят скорострельные пушки. Вот и сейчас ZALA кружит над нами, демонстрируя нас во всей красе с высоты 200 метров.
Простота ZALA только внешняя – основные секреты кроются в электронике. Ведь для получения четкого изображения камера должна быть стабилизирована. Можно, например, ставить гиростабилизированные платформы, что сделано, например, на «Пчеле». Это тяжело и, кстати, очень дорого – точная механика дешевой быть не может.
А можно стабилизировать весь самолет с жестко закрепленными на нем камерами. Для этого требуется очень опытный пилот – в нашем случае совершенная система автоматического пилотирования. Миниатюрный аппарат, используя спутниковую систему навигации, вычисляет свои координаты и скорость (относительно земли), а бортовой приемник воздушного давления определяет скорость относительно воздушного потока. Все эти данные позволяют достаточно точно определять направление и скорость ветра. Зная их, автопилот делает поправки «на ветер».
ZALA по-настоящему автономный аппарат, ему не требуются ни катапульты для взлета, ни ракетные ускорители, ни бензин. Полевая комплектация предусматривает компактный ручной электрогенератор для зарядки аккумуляторов. Полчаса покрутил ручку – час полетал.
Александр предлагает мне полетать вокруг. Никаких навыков авиамоделиста от меня не требуется – просто подойти к ноутбуку, на сенсорном экране которого спутниковая фотография прилегающей местности (можно заменить ее на 3D-ландшафт, если существуют соответствующие данные), и, пальцем передвигая контрольные точки, проложить маршрут нашему самолетику. Маршрут можно изменять в реальном времени. Вот наш самолет прошелся вдоль центральной улицы соседнего дачного поселка, как на ладони показав все, что обычно спрятано за трехметровыми кирпичными заборами, вот завис над перекрестком километрах в трех от нас. Полюбовавшись нелегкой работой гаишника на трассе, я решаю вернуться домой. Процесс возвращения – гордость Захарова. «Просто нажми на вот эту кнопку», – предлагает он. Я нажимаю и начинаю искать в небе наш аппарат – благо, «следящая» (по сигналам телеметрии, куда входят и координаты летательного аппарата) антенна подсказывает курс. Вот маленький самолетик появляется над нами, заходит против ветра, делает у себя в «голове» все необходимые вычисления, останавливает двигатель, складывает лопасти и выпускает парашют. Фантастика – он чуть не приземлился мне на голову! Захаров смеется – видно, это его фирменный фокус для заказчиков. Особенно для тех, кто имеет отношение к МВД и спасательным службам. Летающий над нами аппарат сделан как раз для них. Для других целей самолеты могут быть другими. И не обязательно с телекамерами. Ведь, повторю, приземляется такой аппарат прямо на голову…