KADEX-2010: ТОЧКА ОТСЧЕТА
...Как уже отмечалось, актуальной проблемой для Казахстана является формирование военно-морских сил и мест их базирования на Каспии. На сегодня отрабатываются варианты пополнения ВМС двумя типами кораблей водоизмещением около 300 и около 600 тонн.
Каким будет облик корабля меньшего типа, уже ясно - серию 325-тонных ракетных катеров построит казахстанское АО «Уральский завод «Зенит» по проекту российского ЦМКБ «Алмаз». Первый катер проекта 20970 «Катран» может быть заложен в Уральске в 2011 году. По оценке представителей «Зенита», сейчас определены оптимальные водоизмещение и состав вооружения корабля, которые позволят ему успешно выполнять в условиях Каспия задачи, возлагающиеся на него командованием ВМС Казахстана.
Но вопрос о том, какими именно будут вооружение и системы управления, пока не решен. Соответствующие предложения поступили из России и других государств, в частности Республики Корея и Израиля.
Российский проект предусматривает оснащение катера двумя пусковыми установками с противокорабельными ракетами «Уран-Э» (четыре ракеты на каждой ПУ), одной 57-мм автоматической артиллерийской установкой А-220М, 30-мм шестиствольным автоматом АК-630М и зенитным ракетным комплексом «Гибка». Радиоэлектронные системы представлены современной АСУ, активной трехкоординатной РЛС «Позитив-МЭ 1.2», выполняющей функции целеуказания и целераспределения, средствами РЭП, навигации и связи. Энергетическая установка включает два дизеля фирмы MTU и два водомета KaMeWa, которые позволяют катеру развивать скорость до 30 узлов.
Возможности по строительству «Зенитом» более крупных кораблей весьма ограниченны, поскольку предприятие расположено на реке Урал и готовые корабли доставляются к морю именно по этой
водной артерии. Поэтому корабль водоизмещением около 600 тонн Казахстану, по всей видимости, придется целиком заказывать за границей.
Россия предлагает малый ракетный корабль проекта 21632 «Торнадо», разработанный Зеленодольским проектно-конструкторским бюро (ПКБ). По словам вице-президента Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Анатолия Тюкова, в ходе KADEX-2010 министру обороны Казахстана Адильбеку Джаксыбекову были представлены модель этого корабля и информация о его тактико-технических характеристиках. Совместное предложение ОСК и Зеленодольского ПКБ по реализации данного проекта в интересах ВМС Казахстана подготовлено и передано в Рособоронэкспорт.
«Торнадо» имеет водоизмещение около 560 тонн, вооружен тем же, что и «Катран», ракетным комплексом «Уран-Э», а также артиллерийской установкой «Универсал» калибром 100 мм, двумя 30-мм шестиствольными автоматами АК-630М и зенитным ракетным комплексом «Гибка». Состав электронного оборудования также частично схож с проектом 20970 - в него, в частности, входит РЛС «Позитив-МЭ 1.2». «Торнадо» оснащен комплексом противодиверсионного вооружения, включающим гидроакустическую станцию «Анапа-МЭ» и гранатомет ДП-64.
На полном ходу корабль преодолевает за час 26 миль, в качестве движителей также использованы водометы, что позволяет выполнить требования заказчика по максимальной скорости и осадке.
Проект «Торнадо» можно оценить как цельный и весьма сбалансированный, отвечающий всем требованиям эксплуатации в условиях Каспийского моря. Конкурентом российского корабля выступает южнокорейский катер типа РКХ-А водоизмещением 570 тонн и с заявленной весьма высокой скоростью - 40 узлов. Корейцы предлагают свой корабль за относительно небольшие для катера с отличными характеристиками и новейшим оборудованием деньги, однако вряд ли стоит обольщаться этой дешевизной. По оценкам специалистов, свою маржу продавцы рассчитывают с лихвой добрать позже за счет высоких расценок на сервисное обслуживание и ремонт.
Прогноз оптимистический
Геополитика
Будущее невозможно предвидеть: события происходят каждый день и каждое в той или иной мере влияет на облик того, что в конце концов будет. Можно, однако, обозначить тенденции и прорисовать различные возможные сценарии развития ситуации, а также ранжировать эти сценарии по степени вероятности. Предлагаемые вниманию читателя короткие заметки на большее и не претендуют.
далее
Подготовка специалистов для судостроения
Дешево, оперативно, без риска
…
// Дальше — www.vpk-news.ru