Ckona> "Альбатрос" летал два дня.
О Т Ч Е Т
О запусках водяной ракеты «Альбатрос»
Ракета "Альбатрос" предназначена для полетов на пенной тяге, оборудована бортовым высотомером и видеокамерой. Система спасения срабатывает от оптического датчика ориентации, приводом ССР является сервопривод. Выпуск парашюта - через боковой люк. Головная часть ракеты полностью изготовлена из пластиковых бутылок, включая шпангоуты и ребра жесткости.
Основная задача – полеты на пенной тяге с высотомером и видеокамерой – была выполнена за первые три запуска (см.таблицу запусков). Бортовое видео сгружалось в персональный компьютер, а показания высотомера (последовательные, по одной цифре) фиксировались видеокамерой. Получены хорошие кадры видео в надир и однозначное отображение максимальной высоты полета относительно точки старта.
По бортовому видео обнаружена нежесткость и несоосность крепления стабилизаторов, следствием чего было вращение ракеты в полете и непредсказуемый, непрогнозируемый сюжет бортового видео.
Четвертый запуск произведен на водяной тяге специально для сравнения с пенной тягой. Высота полета (84 м.на водяной тяге) оказалась ниже, чем на пенной тяге (91 м).
В пятом запуске при попытке превзойти высоту 100 метров, по достижении давления 7 атмосфер, потерял герметичность клеевой шов в двигательном отсеке. Впоследствии установлено: причиной является неудовлетворительное качество подготовки одной из склеиваемых поверхностей, усугубленное «обратной конусностью». (В остальных клеевых швах конусность способствует уплотнению клеевого соединения).
Ракета была удачно запущена, но на шестой попытке утечка увеличилась настолько, что запуск не состоялся – давления 3,5 атм хватило только для медленного подъема по направляющей.
На следующий день, после сборки ракеты на запасном двигательном отсеке (на втулках, более тяжелым и меньшего объема), был проведен успешный седьмой запуск – полностью в штатном режиме. Дети-зрители выдали комментарий: «дядя ракету наказал, теперь она послушная». Высотомер показал 72 метра – меньше, чем достигалось на клееном двигательном отсеке. Причина: увеличенный вес и потери на соединительных втулках.
При восьмой попытке, по достижении давления 7 атмосфер, начало травить уплотнение в одной из втулок. Герметичность восстановилась после сброса давления до 6,5 атм, ракета достигла высоты 83 метра.
Во время девятого запуска, также под давлением 6,5 атмосфер, произошла авария: после срабатывания ССР и выдергивания чеки люк парашютного осека не открылся. Предположительно, дверку заклинило об отогнувшуюся кромку аппаратного отсека. Кроме того, парашют перед стартом упаковывался небрежно. Ракета воткнулась в землю, погнулась и оставила в ней 10-см. лунку. Вся бортовая аппаратура уцелела.
На основе бортового видео установлен факт штатного срабатывания электроники, съемки с земли и визуальное наблюдение свидетельствует о полете вниз с закрытой дверкой парашютного отсека.
Двигательный отсек удалось выровнять под давлением. В результате удара неисправное уплотнение начало травить уже при давлении 4,5 атм. Поэтому десятый и одиннадцатый запуски производились на небольшую высоту с целью дальнейшей бортовой видеосъемки камерой, установленной «в горизонт».
Клееный двигательный отсек был разобран по отказавшему шву. Восстановление возможно.
Итоги.
И1. Ракета «Альбатрос» проявила себя как зрелое изделие.
И2. Освоена технология полетов на пенной тяге.
И3. Барометрический высотомер компании «Деревянный Орел» действительно пригоден для измерения высшей точки полета водяных ракет.
Выводы.
1. Готовый двигательный отсек следует испытывать под давлением, повышенным по отношению к рабочему.
2. Для качественных полетов перья стабилизатора должны крепиться жестко. Старая технология крепления на кольцевой обойме – морально устарела.