Der russische Übermensch
★★
andys2007> А где сказано, что у брига и бригантины обязана быть фор-брам-стеньга ?
Гамалея П.Я. Вышняя теория морского искусства. – СПб., 1804. – С.166-168.
«§200. Шнявы, по большей части купеческие суда, имеют грот-мачту, фок-мачту и бушприт, с той же парусностью, какая у кораблей на этих мачтах бывает. Немного позади грот-мачты параллельно ей ставится малая мачта или стрела..., сия стрела носит на гафеле бизань, во всем подобную корабельной.
§201. Вооружение бригантин или бриг тем только от шняв отличается, что у них стрелы с бизанью не бывает, а вместо того грот-мачта кроме прямого грота носит еще большой гафельный с гиком парус именуемый также грот; но в крепкие ветры, вместо сего паруса, который весьма обширен, поднимается по мачте на другом малом гафеле парус, подобный корабельной бизани, называемый трейсель. Сего рода суда бывают военные и торговые.
В «Морской практике» Березина (1875 г., Ч. II, С. 28) сообщается следующая информация о названиях вооружения: «Суда с вооружением, именуемом у нас барковым, называются французами corvette aviso, а англичанами light sloop of war, packet sloop of war, наши же корветы, т.е. с фрегатским вооружением но без закрытой батареи – corvette, sloop of war. Французское brig, brick и bric, английское brig. Brigantin – бриг с летучими брамселями, глухим шкотом у косого грота, без бом-кливера, прямого грота и гаф-топселя».
Боголюбов Н. История корабля... – СПб., 1879-80. – С.115-117, 129.
«Бриги – небольшие военные суда с открытой батареей в 105-110 фут длиной, двумя мачтами, подобными фрегатским. Вооружались карронадами 18 и 24 фун. калибра и двумя погонными пушками, употреблялись при флотах для посылок.
Бригантины – в парусное время были те же бриги только меньших размеров и с слабейшей артиллерией.
...Шкуны строятся длиной в 4 ½ и 5 раз против ширины и от 50 до 100 тонн водоизмещения. Их вооружение состоит из фок- и грот-мачты, наклоненных значительно назад со стеньгами на обеих мачтах и брам-стеньгой на фок-мачте, не очень высокими и из одного дерева с стеньгой и бушпритом с утлегарем, наклоненными к горизонту. Парусность: на фок-мачте фок гафельный (трисель), брифок, поднимаемый только при попутных ветрах на брифок-рее, марсель, брамсель и летучий бом-брамсель. На грот-мачте косой грот и топсель. На бушприте и утлегаре бом-кливер, кливер и фок-стаксель. Малые шхуны не имеют бом-брамселя, брам-стеньги и бом-кливера. При попутных ветрах поднимают марса и брам-лисели; при боковых – стаксели между мачтами.
Вахтин В.В. Морская практика... – СПб., 1896. – С.3-5.
«Бриг – двухмачтовое судно; на обеих мачтах прямые паруса.
Бригантина имеет на фок-мачте прямые паруса, на грот-мачте, имеющей большую длину - громадный косой грот с гиком.
Это сообщение редактировалось 13.11.2010 в 12:15