Г.М.> 1. В чем был смысл разработки ЭМ УРО типа Орли Берк? По "качественным" показателям они соответствуют Тикондерогам, несколько уступая им "количественно" (меньше емкость УВП, одна АУ Мк45 вместо двух, минус вертолетный ангар на Flight I и т.д.). В остальном - та же конструкция, тот же корпус (Спрюэнса еще наследство, ЕМНИП) и "начинка" (в общих чертах); по водоизмещению практически тоже самое (у Flight IIA вроде даже чуть больше). Орли Берк - это Тикондерога "подешевле", для более массовой серии?
В общем, примерно так и есть. Эти корабли проектировались в начале 80-х годов как ЭМ УРО нового поколения. Имевшиеся в строю на то время ЭМ УРО представляли собой в основном корабли типа "Чарлз Адамс" (23 ед.) и "Кунц" (10 ед.) постройки конца 50-х и 60-х годов, так что в следующем десятилетии все они подходили к предельным срокам службы и, соответственно, требовали массовой замены.
В то же время проект "Тикондероги", при всем его потенциале и заложенных возможностях, содержал ряд компромиссов, от которых в новом проекте хотелось избавиться.
Во-первых, это был крейсер УРО действительно в корпусе ЭМ - пусть даже и очень большого (т.е. типа Спрюэнс). Для размещения всех копонентов системы Иджис пришлось существенно "нарастить" надстройки, при этом для сохранения приемлемой остойчивости не было иного выхода, как выполнить их из АМГ (а англо-аргентинская война убедительно показала, насколько это может быть чревато).
Во-вторых, даже при таких объемных надстройках на корабле осналось очень немного объемных и весовых резервов на последующие модернизации.
[Впоследствии такие модернизации оказались возможными за счет резкого скачка в компъютерных технологиях и миниатюризации электронных компонентов, но в начале- середине 1980-х гг. такой скачок было еще трудно предвидеть.]
Ну и, наконец, "Тикондероги" оказались весьма дорогими кораблями. Так что - да, захотелось чего-нибудь "числом поболее, ценою подешевле"... но при этом еще и так, чтобы не сильно потерять в качестве и учесть последние технологические достижения 80-х годов. Вот и решили сделать такими кораблями новые ЭМ УРО. При проектировании ориентировались на такие параметры: получить корабль, который где-то за две трети стоимости "Тикондероги" обеспечивает 3/4 ее возможностей, а в чем-то даже и превосходит (живучесть, мореходность, меньшая заметность).
С этой целью разработали полностью новый корпус (корпус у Берков - не от Спрюэнса: он несколько короче, заметно шире, прочнее, имеет более полные обводы и развал бортов по всей длине корпуса). Практически отказались от АМГ: надстройки - стальные, АМГ применяется лишь во внешних кожухах газоходов (труб) и конструкции мачты. Применена новая форма надстроек и специальная система охлаждения отработанных газов - для уменьшения радиолокационной и инфракрасной заметности.
Отсутствие вертолетного ангара на Flight I - просто "след" первоначального происхождения этих кораблей как "замены" УМ УРО типов Адамс и Кунц, которые также ангара не имели.
При проектировании нового корпуса для Берков изначально учитывалась возможность его последующего удлиннения на будущих новых модификациях проекта... так что, в принципе, таким путем вполне возможно в итоге получить на базе Берка корабль, ни в чем не уступающий Тикондероге - а кое в чем и лучше. Сейчас, кстати, когда фактически зарубили проект ракетного крейсера нового поколения (CGX), во флоте довольно активно идут разговоры о том, чтобы получить такой крейсер "эволюционным путем" - "вырастив" его из Берка, несколько удлинив корпус.
Г.М.> 2. Почему были списаны Тикондероги первой серии (первые пять едениц без УВП)? Корабли едва-едва 20 лет прослужили на момент списания (первая половина 2000-х)... Ранее, если я не ошибаюсь, предполагалась модернизация "первой пятерки" с установкой УВП? Почему перерешили - из экономии? Все равно странно - правление Буша-мл., военные расходы растут...
Да, в основном экономия... В плане военных расходов - при Буше-младшем они действительно возросли, но рост этот шел в основном не на те статьи, как это было 20 лет назад при раннем Рейгане. Во-первых, по сравнению с началом 1980-х гг, бОльшая доля в росте расходов при Буше мл. приходилась не на приобретение новой техники, а на улучшение условий службы и быта военнослужащих, и т.д. и т.п. - в общем, такого рода "военные соцпакеты". Ну и конечно, немало средств было потрачено на кампании в Ираке и Афганистане - в том числе и на обеспечение их боезапасом (а его стоимость, с учетом появления нового поколения "умного оружия", с 80-х сильно возросла)... в общем, на это в основном и шли деньги, флоту в эти годы досталось как раз относительно немного.