Curious> Просьба к умельцам - вытащить статью из пдф'а и запостить здесь.
УСК вновь сдаёт экзамен
После успешного завершения строительства и гидравлических испытаний, проведенных на верфях «Красного Сормова», для универсального спасательного контейнера (УСК) настала пора экзаменов. Они проходят в условиях, адаптированных под ситуации практического применения этого спасательного средства членами сдаточных команд при проведении глубоководных испытаний субмарин последних поколений.
Универсальность новодела для ягринских корабелов в том, что его можно использовать на любых субмаринах. В случае возникновения аварийной ситуации внутри контейнера должна разместиться сдаточная команда, работающая на заказе. Задраив себя в УСК они всплывают на поверхность. По нормам спасательное средство рассчитано на жизнеобеспечение тридцати человек в течение суток.
Устранив выявленные замечания и завершив материально-техническую приёмку, комиссия на минувшей неделе перешла к очередному этапу - береговой части испытаний. По словам ответственного сдатчика старшего строителя 7 отдела Евгения Корчагина и строителя Анатолия Слесарева, минувшая стадия прошла успешно, хотя и довольно напряжённо. Если такие проверки, как контроль документации и оснащения УСК требуемой комплектацией и ЗИП не вызвали никаких трудностей, то последующие испытания заставили участников в прямом смысле попотеть.
Четырнадцать часов в цехе 10 длились сложные испытания системы декомпрессии спасательного средства. За это время отработаны все нормативные двадцать последовательных ступеней снижения давления воздуха внутри УСК для выравнивания его с атмосферным.
Для проверки вместимости контейнера, рассчитанного на 30 мест, в него погрузились работники цехов 7 и 10, специалисты КО, ОКК, ЦЗЛ предприятия, проектанты из ЦКБ «Лазурит», представители ЦКБ «МТ «Рубин», военных приёмок, других научно-исследовательских институтов, и, конечно, сами строители 7 отдела. На ответственную проверку участники допускались лишь после медосмотра, проведённого цеховым фельдшером Валентиной Горулёвой. Во время испыта¬ний внутри УСК находился воен¬ный врач-спецфизиолог БелВМБ. Находясь, мягко сказать, в малокомфортных условиях, когда сидеть приходилось плечом к плечу, с индивидуальными дыхательными аппаратами, комплектами водолазного белья и бортовым ЗИП, участники провели имитацию работы систем, оценили возможности и удобства их использования. Параллельно специалистами ЦЗЛ замерялись газовые параметры воздуха.
Как оказалось, это было ещё не самым экстремальным. На следующий день выпал самый жёсткий экзамен - проверка работоспособности системы вентиляции. Те же три десятка человек вновь разместились внутри полностью загерметизированного УСК на один час. За это время они привели штатную систему вентиляции в рабочее состояние и провели практическую проверку её работы. На борту заказа количество потребителей сведено к необходимому минимуму, электроэнергия расходуется разве что для работы штатной схемы освещения, радиостанции и проблескового маячка снаружи. По этой причине вентилятор системы вентиляции УСК не имеет электропривода - приводится во вращение только вручную. Физические нагрузки в замкнутом пространстве, тесноте и недостатке воздуха дают о себе знать, участники эксперимента в буквальном смысле находились словно в бане. Опять же проводились замеры на содержание в воздушной среде углекислого газа и кислорода. И данный этап стойко вынесшие его участники прошли успешно. Впереди предстояло опробовать спасательное средство на воде.
25-тонную капсулу, имеющую почти 6 метров длины и более 2,5 метров в диаметре опустили в воду в районе глубоководной набережной. Для перемещения с железнодорожной платформы использовали траверсу, конструкцию которой, кстати, заводчанам пришлось переделывать для наилучшей эксплуатации. В программу испытаний на воде вошла проверка остойчивости контейнера, отработка устройства выброса буйка с линем, подбор его с судна, и буксировка спасательного средства.
Приёмная комиссия этапом береговой части испытаний была удовлетворена, «Звёздочка» отработала успешно. Сейчас очередь за флотом. Следующий этап, уже морская часть межведомственных испытаний, должен состояться в сентябре, где будут участвовать заказ - подводная лодка и судно обеспечения. Все мероприятия пройдут на морском полигоне.
Но расслабляться нет времени. За оставшийся период предстоит сделать немало. Необходимо подготовить как УСК, так и сам заказ, и судно обеспечения - изготовить и смонтировать необходимые конструкции, провести ревизию матчасти, регламентные проверки, а также обучить сдаточную команду, состоящую из представителей различных предприятий, проектных бюро и военных приемок. Морская часть, наиболее ответственная, должна поставить точку в сдаточной программе этого первенца спасательных средств для корабелов «Звёздочки».
Артём ХОШЕВ