GranD> А кто может опровергнуть? С неподготовленного грунта никто не тренировался.
Опровергать очевидные вещи не имеет смысла. Я протестовал против некорректного описания постановки задачи применительно к созданию Су-7БКЛ. Марковский пишет: "Не решило проблемы и внедрение колесно-лыжного шасси на Су-7БКЛ, на которое возлагалось столько надежд. Решение, призванное обеспечить самолету “вездеходность”, пошло в серию и эксплуатацию, но оказалось практически непригодным на деле". На мой взгляд, это явный перебор - ни в главкомате ВВС, ни в ОКБ не было идиотов, которые задавались бы такой целью - обеспечить "вездеходность" современному самолету. Ставилась задача - повысить выживаемость и мобильность самолета за счет обеспечения возможности базирования и эксплуатации на грунтовых и снежных ВПП, про круглогодичность и вездеходность никто не говорил.
Для этого сперва была реализована соответствующая исследовательская программа с использованием ЛЛ на базе Ил-28, затем сделали опытный самолет С-23 с лыжным шасси, и только после этого, когда родилось предложение о смешанном, колесно-лыжном варианте, построен С22-4, который прошел полный цикл заводских, а потом и госиспытаний, в различных климатических зонах по всему Союзу, в разное время года, на разных типах почвы. Параллельно, кстати, продолжалась отработка и чисто лыжного шасси на опытном самолете С-26, также довольно успешная. По результатам ГСИ С22-4 (кстати, ведущим летчиком-испытателем ГНИКИ там был и-п В.С. Серегин, тот самый, который позднее погиб вместе с Ю.А. Гагариным) в 1963 году родился соответствующий акт, в котором черным по русски были прописаны рекомендуемые эксплуатационные ограничения, специально привожу выдержку:
"Модифицированный ИБ Су-7Б с колесно-лыжным шасси по условиям проходимости пригоден к применению с ПОДГОТОВЛЕННЫХ грунтовых ВПП ... при прочности грунта не менее 6 кг/см2. ... При наличии на поверхности грунтовой ВПП переувлажненного верхнего слоя (ЖИДКОЙ ГРЯЗИ) ... эксплуатация самолета становится практически НЕВОЗМОЖНОЙ из-за значительного загрязнения шасси, планера и подвесок вооружения. ... Выполнение одиночных взлетов и посадок самолета Су-7Б с КЛ шасси возможно на ГВПП с непереувлажненным верхним слоем при прочности грунта не менее 5 кг/см2. ..."
По моему, изложено достаточно подробно и понятно, четко прописаны граничные условия, и не было никакой нужды пробовать взлетать с грязи (говнища), только для того, чтобы потом сказать, что "тренировать летчиков полетам с мягких грунтовых полос никаких оснований не было"...
Это сообщение редактировалось 22.06.2011 в 07:52