VEYu> продолжаю
Захват в плен советских военнослужащих, выживших после повреждения турбоэлектрохода "И. Сталин". В ночь со 2 на 3 декабря 1941 г. судно вышло из Ханко, имея на борту 5589 военнослужащих РККА. Следовало в Кронштадт в составе конвоя (эсминцы "Стойкий" (флагман) и "Славный", 5 тральщиков, катер ЯМБ, 7 катеров-МО и 4 ТКА). В 01.14, при перемене курса по сигналу "Стойкого", "И. Сталин" вышел из протраленной полосы и подорвался последовательно на трёх минах. Получил значительные повреждения: повредило корму, разрушило трюм № 3.
С 03.25 спасательная операция находилась под обстрелом финской береговой батареи Макилуото. От попадания 12-дюймового снаряда произошла детонация боеприпасов на транспорте. Судно начало погружаться в воду. БТ-205, -211, -215, -217 и пяти катерам-МО, несмотря на минную опасность, удалось снять с гибнущего корабля и поднять из воды 1740 человек. Дальнейшая спасательная операция была отменена. После ухода кораблей охранения судно, осев в воду по палубу, прекратило погружаться и с 3 по 5 декабря 1941 г. дрейфовало к мысу Лохусалу (побережье Эстонии). По свидетельству очевидцев, 5 декабря советским командованием охраны водного района Гогланда был отдан приказ о торпедировании лайнера силами 1-го отряда 2-го дивизиона бригады торпедных катеров, чтобы исключить его захват противником. Приказ был отменён на этапе исполнения. Оставшиеся в живых военнослужащие и члены экипажа судна (по оценке всего около 3000 человек, точное количество неизвестно) были эвакуированы немецкими кораблями и взяты в плен.
Фотография сделана с немецкого корабля.