villi> Копать не надо, там "за углом" есть музей под завязку забитый необходимым реквизитом. Кстати, тот музей вроде бы тоже в ведомстве военных (как и ЦВММ) ,но дела там обстоят получше.
Не совсем - тоже есть проблемы, ростущие из Москвы...
Артиллерийский и Центральный военно-морской музеи, расположенные в Петербурге, могут стать филиалами Центрального музея Вооруженных сил в Москве. Таковы планы их учредителя – Министерства обороны. Музейные специалисты сравнивают инициативу с подчинением академических театров школьному драмкружку.
Речь об этом шла в феврале на совещании в Минобороны, посвященном судьбе «культурно-досуговых учреждений» министерства. Имелись в виду совсем не дома офицеров или гарнизонные клубы с их студиями народного творчества, а такие гиганты, как Центральный академический театр Российской армии, Культурный центр ВС РФ имени М. В. Фрунзе, Студия военных художников имени М. Б. Грекова, Академический ансамбль песни и пляски Российской армии имени А. В. Александрова. А также три музея – Центральный музей Вооруженных сил, Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи и Центральный военно-морской музей.
В музеях с мировым именем досадливо морщатся, что причислены далекими от культуры службистами к «культурно-досуговым учреждениям». Однако возмущает ученых не эта нестыковка понятий, а принятое на совещании решение. Три музея планируется объединить под началом Центрального музея ВС «в целях оптимизации управления и экономии бюджетных средств».
По мнению директора Государственного Эрмитажа Михаила Пиотровского, это решение Минобороны ошибочно. Председатель Союза музеев России считает, что подобная «оптимизация» может привести к потере экспонатов, и просит военных отказаться от объединения. «Нам нужно менять отношение к армии и военным музеям, – добавил Михаил Борисович. – Сейчас проводится военная реформа, но многие забывают, что история армии связана прежде всего с честью мундира».
– В ту пору, когда создавались предтечи Артиллерийского и Военно-морского музеев, а Центрального музея Вооруженных сил не было еще и в проекте, честь военного мундира ставилась превыше всего, – говорит старший научный сотрудник Артиллерийского музея Лилла Маковская. – И потому все, что овеяно победной славой и высоким достоинством в русской армии, бережно собиралось и сохранялось в двух военных музеях империи – Артиллерийском и Военно-морском.
– Напомню, что до революции в России формально не было центрального военного музея, посвященного истории русской армии, – добавил главный хранитель оружейных фондов Артиллерийского музея, эксперт «Росохранкультуры» Александр Кулинский. – Были Военно-морской и наш, который, как теперь говорят, «по факту» воспринимался как общеармейский, хотя и оставался артиллерийским.
А что же Центральный музей Вооруженных сил? Он возник в разгар Гражданской войны как музей новой Рабоче-Крестьянской Красной армии и был «заточен» под пропаганду Красной армии. Ее руководители, подчеркивается даже на сайте этого музея, считали, что бойцу не нужны и более того – вредны музеи, в которых прославлялись подвиги героев «империалистической, захватнической войны, защитников старого режима, а также царей, князей, дворян и прочих буржуев, сметенных революцией на свалку истории».
Слава богу, чувство патриотизма и элементарное здравомыслие не были чужды руководству Советского Союза и РККА – новый музей не «отменил» старые музеи. Как монументы новой эпохи не «отменили» памятников Петру Первому и Екатерине Второй. Более того, музей новой армии терпел бедствия, пожалуй, чаще «стариков»: трактовки значимости тех или иных военных деятелей порой радикально менялись, и вместе с этим в печь располагавшейся по соседству котельной ЦДКА летели бесценные экспонаты.
Артиллерийский и военно-морской музеи в Ленинграде подобная участь, к счастью, обошла. Пока Центральный музей ВС обслуживал пропагандистские задачи Главного политуправления Советской армии и Военно-морского флота, старейшие военные музеи Отечества решали прежде всего научные задачи.
– А ведь нечто подобное тому, что затевается сейчас, было и в царствование Александра II, – вспоминает замдиректора Артиллерийского музея по научно-просветительской и выставочной работе Сергей Ефимов. – Тогда военные начальники тоже предложили было раздать коллекции Артиллерийского музея, съезжавшего с Литейного двора, по разным другим хранилищам. Но просвещенный император не потерпел подобного небрежения символами воинской славы России и отдал под наш музей Арсенал на Кронверке, где мы до сих пор и находимся.
Дальновидны были и лучшие советские военачальники. В моих руках приказ наркома обороны № 143 от 27 марта 1943 года о сборе памятников и реликвий Отечественной войны при Артиллерийском историческом музее Красной армии. Этот приказ сыграл неоценимую роль в пополнении коллекции Артиллерийского музея «для увековечения славы победоносного оружия Красной армии». И такой музей превратить в филиал рупора министерского агитпропа?
Между прочим, ситуация нестабильности в сфере военно-музейной деятельности сохраняется уже четвертый год. Тогда сгоряча решили, что музеев в системе Минобороны вообще быть не должно. В них провели инвентаризацию и уже начали составлять планы передачи фондов «по людям» – по принципу «кто возьмет». Потом, одумавшись, частично отыграли назад, и вот тогда впервые прозвучала идея сделать наш музей филиалом Центрального музея Вооруженных сил. Совместными усилиями первую атаку военных удалось отбить, но теперь к этой идее генералы вернулись вновь – уже предметно.
В общем, как у Лермонтова. «Не мог щадить он нашей славы...». Что сказать, министр обороны Анатолий Сердюков – человек от армии душой далекий. Многие опасаются, что и сейчас планируется не просто реорганизация, а будущее уничтожение двух великих музеев, основанных Петром I.
– Понижение в статусе повлечет не просто организационно-штатные изменения, но и резкое снижение финансирования, – объясняет замдиректора Артиллерийского музея по учету, хранению и фондовой работе Светлана Успенская. – Между тем в бюджете Российской империи ассигнования на Артиллерийский исторический музей шли отдельной строкой – как на содержание и пополнение безусловного национального состояния... К счастью, есть еще и Министерство культуры. Ведь наша коллекция входит в единый государственный культурный фонд. И когда в Минкульте услышали, что затевают генералы, пришли в ужас!
В ужас пришли и работники Артиллерийского музея.
– Неужели разрушат то, что накоплено столетиями? – недоуменно восклицает Лилла Маковская, которая служит в музейном архиве без нескольких месяцев 60 лет. – Сколько людей отдали музею свои жизни! У нас в блокаду погибла вся ленинградская команда. Это была третья очередь – две очереди успели эвакуироваться, а третья нет. Архив стоял на деревянных стеллажах – а мы знаем, какое значение имела в блокаду любая щепочка. Но ни один из оставшихся тут тринадцати наших коллег не посмел снять архивные дела и положить их на каменный пол, чтобы не ухудшить условия их хранения!
Судя по всему, для нынешних военных чиновников все эти подвиги ничего не значат.