Der russische Übermensch
★★
СИБИРЯК-66> Пароход был построен в СТОКГОЛЬМЕ и доставле на Телецкое озеро по железной дороге!
Дима, немножечко уточню. Железка и сейчас заканчивается в Бийске.
Известный историк-краевед Тигрий Дулькейт привел историю появления парового катера на Телецком озере. Он был в 1912 г. доставлен на ж/д платформе до Новониколаевска (ныне Новосиб), затем до Бийска. Там был разобран-расклепан и на подводах, с неимоверным трудом детали были доставлены в Артыбаш, к истоку реки Бии из Телецкого озера. Это более 200 км вдоль Бии, где и поныне нет асфальта! Весной 1913 г. катер "Шеф" был собран русскими рабочими на русских заклепках, под руководством местного умельца, Гладкова Гаврилы Никитовича. В мае пароход был спущен на воду Телецкого озера. В 1918 г. катер самосплавом был спущен по Бии в Бийск, откуда вернулся на озеро в 1925 году. Пароход был назван "Партизан". Перед Отечественной войной на судно установили бензомотор, вместо паровой машины. Последние несколько лет своей ходовой биографии, до 1944 года, "Партизан" использовался как безмоторная баржа. И все это время, его бессменным капитаном-механиком был Гаврила Никитович Гладков!
Паровой котел катера в 1977 г. был установлен как памятник "Шефу"-"Партизану" в п. Яйлю, Главной усадьбе Алтайского заповедника. В середине 2000-х годов сохранившийся корпус судна перевезли со свалки, к вновь строящейся церкви в с. Артыбаш. Говорят, где-то в складах заповедника еще сохранились детали паровой машины.
Диме Бекешеву, как одному из ведущих судомоделистов Сибири, была доверена высокая честь восстановить облик легендарного первого самоходного судна Телецкого озера!