Bredonosec> А как без сменного-то? подумай - скорость порядка 500 кмч. Дальность 12 тыс. Это 24 часа за штурвалом. А ты попробуй хоть 4 часа просидеть. И попробуй без сна больше 8 (ну, пусть 11) часов. [...] А тут боевая миссия, на руках надо, да еще и в тылу врага..
При этом реально на большей части маршрута, где не ожидалось противодействие ПВО, скорость была даже еще ниже - порядка 370-380 км/ч; ради экономии топлива и увеличения дальности часто отключались не только ТРД, но и один (а то и два) из ПД.
В результате типовая продолжительность тренировочных полетов была примерно 40 часов, с маневрированием и сменой курсов. Часто после этого самолет на короткое время садился на какой-либо передовой базе (на Аляске, в Англии, в Японии, в Туле (Гренландия), на Гуаме, в Северной Африке и т.д.), дозаправлялся, и затем возвращался на основную базу. Домой обычно шли уже более прямым курсом, это занимало порядка 24 часов.
Бывали и миссии продолжительностью более 50 часов (и это без посадки и дозаправки).
Поэтому, хотя автопилот был вполне хорош (Honeywell electronic autopilot скомплексированный с бомбовым прицелом), сменные члены экипажа были абсолютной необходимостью. Соответственно имелся (в задней гермокабине) "бытовой отсек" с 6 койками, электроплитой, туалетом, шумопоглощающим покрытием и пр. Со временем часть всего этого великолепия сняли, упростили или заменили на более легкие образцы (особенно с самолетов, модернизированных по стандарту Featherweight III), но все равно в целом В-36 был просторнее и во многих отношениях комфортнее чем более новые, скоростные и более "плотно скомпонованные" самолеты более поздних поколений. Во всяком случае все мои знакомые, которые на нем летали, вспоминают его с восторгом и ностальгией.
В результате экипаж В-36 обычно составлял 15 человек (у самолетов, модернизированных по стандарту Featherweight III - 13 чел).
Во-вторых, тот самолет (на снимке в посте от Gin_Tonic) - разведчик RB-36, у них экипаж был еще больше - т.к. в первом бомбоотсеке у них была дополнительная гермокабина, в которой размещались камеры и фотооператоры. Так что у RB экипаж мог быть до 22 человек - это штатно, а реально в некоторые полеты иногда брали и больше (тех. специалистов, наблюдателей, проверяющих и т.д.)
In God We Trust