The Hudson River circa 1908. RMS "Lusitania" passing Hoboken piers
«Лузитания» (RMS Lusitania) — британский пассажирский лайнер, принадлежавший (как и однотипный лайнер «Мавритания») компании Cunard Line. Спущен на воду 6 июня 1906, введен в эксплуатацию 7 сентября 1907.
За 8 лет, «Лузитания» («Л») совершила 202 рейса через Атлантику по линии Ливерпуль - Нью-Йорк. В октябре 1907 г. «Л» перехватила «Голубую Ленту Атлантики» у германского лайнера «Кайзер Вильгельм II». Средняя скорость «Л» составила 23,99 уз на запад и 23,61 уз - на восток.
С вводом в эксплуатацию «Мавритании» («М») в ноябре 1907, «Голубая Лента Атлантики» стала как бы «переходящим вымпелом» между «Л» и «М».
В 1909 г. «Л» совершила свой рекордный рейс на запад со средней скоростью в 25,85 уз. Однако, в сентябре того же года пальма первенства навсегда перешла к «М», которая установила рекорд в 26,06 уз.
При необходимости предусматривалась возможность переоборудования «Л» в вооружённый вспомогательный крейсер (ВВК). С началом IWW, Адмиралтейство планировало реквизировать «Л» в числе прочих коммерческих пассажирских лайнеров и она была внесена в официальный список ВВК.
Тем не менее, вскоре подобные лайнеры были признаны непригодными в качестве ВВК из-за больших эксплуатационных расходов и поэтому использовались как войсковые транспорты или как суда-госпитали.
Однако «Л», официально числилась, как ВВК, хотя никакого вооружения не получила. На судне было законсервировано 4 котла (но даже при этом Vmax лайнера составляла до 21 уз), для двух дополнительных компасов были установлены площадки – на крыше мостика и между 1-й и 2-й трубами, трубы выкрашены в черный цвет, на кормовой рубке установлены два дополнительных грузовых крана, имя судна было закрашено.
17 апреля 1915 г «Л» покинула Ливерпуль и отправилась в свой 201-й трансатлантический рейс, прибыв в Нью-Йорк 24 апреля.
Германское Посольство в США и нью-йоркская германская община предприняли попытки предостеречь пассажиров и отказаться от опасного рейса в Европу через зону военные действий. Предостережение было напечатано в 50 газетах США, включая нью-йоркские.
Однако, «Л» покинула Нью-Йорк 1 мая 1915 года. В течение своего последнего путешествия она шла без флага принадлежности.
5 и 6 мая U-20 капитан-лейтенанта Вальтера Швигера потопила 3 судна. Королевский ВМФ разослал на все британские суда предупреждение о активизации немецких ПЛ у южного берега Ирландии. Капитан «Л» Тернер 6 мая дважды получил это сообщение и принял все меры предосторожности.
7 мая Тернер, после очередного сообщения Адмиралтейства изменил курс ближе к берегу. «Л» шла в порт Куинстауна (сейчас Коб) — в Ирландии, до которого оставалось 43 мили пути, когда попала в туман и снизила ход до 18 узлов. В это время лайнер был обнаружен с U-20. Имея топлива только на возврат на базу, одну торпеду и цель, подставляющую правый борт, командир ПЛ долго не думал.
За взрывом торпеды последовал второй, более мощный, «Л» начала крениться на борт. Развернуться в сторону берега, с целью посадить на мель не удалось — судно не слушалось руля. Двигаясь со скоростью 18 уз, что усиливало забор воды, «Л» прошла около 2 миль. От взрывов котлов обрушились трубы и с креном на правый борт лайнер опрокинулся килем вверх и затонул. Трагедия за 18 минут унесла жизни 1198 человек из 1959.