"К СИТУАЦИИ ВОКРУГ СТРОИТЕЛЬСТВА СПАСАТЕЛЬНОГО СУДНА ДЛЯ ВМФ
МОСКВА, 1 марта.
В последнее время в некоторых СМИ появился ряд публикаций с одинаковым авторством, посвящённых ситуации, сложившейся вокруг строительства для Военно-морского флота РФ спасательного судна подводных лодок «Игорь Белоусов» проекта 21300. Обращает на себя внимание сочетание одностороннего остро разоблачительного пафоса этих статей с произвольным выдергиванием цитат из ряда служебных документов и отсутствием даже минимальных попыток непредвзято оценить затронутую проблему с упоминанием позиций и аргументов основных вовлеченных сторон.
Но в интересах анализа этой действительно серьезной темы предлагаем оставить подобный непрофессионализм на совести инициаторов публикации и авторов издания, ранее особо не замеченного в отстаивании законных интересов Вооруженных сил России, так же как видов войск, их составляющих.
Не считая возможным разглашать служебную информацию, связанную с проектированием и строительством вспомогательного судна ВМФ специального назначения, а также предвзято препарировать для широкой публики сложнейшие технические проблемы, которые необходимо решить для завершения строительства и передачи ВМФ спасательного судна «Игорь Белоусов», отметим, что единственный в отечественном флоте глубоководный водолазный комплекс (ГВК), сравнимый по своим характеристикам с ГВК-450 /для судна пр.21300/, установлен в 1989 г., на спасательном судне «Алагез» Тихоокеанского флота проекта 537, спроектированном ЦМКБ «Алмаз». Однако указанный комплекс рассчитан на работу на меньших глубинах.
Итак, несколько базовых фактов по теме:
Первоначально строительство спасательного судна пр.21300 осуществлялось по госконтракту от октября 2005 года на выполнение опытно-конструкторской работы для федеральных госнужд «Создание спасательного судна».
Нижегородское ЦКБ «Лазурит», завершив разработку технического проекта ГВК-450 заключило с заводом-строителем контракт на разработку РКД /рабочей конструкторской документации/ и создание опытного образца комплекса - с фиксированными ценой и сроком исполнения, но фактически не предусматривавший ответственность исполнителя за монтаж, испытания и сдачу заказчику ГВК в судне.
Учитывая отсутствие опыта выполнения подобного рода работ, «Лазуритом» предпринимались попытки привлечь специализированные предприятия других ведомств (бывший Средмаш, Роскосмос), однако в 2009 г. выяснилось, что даже в такой кооперации ЦКБ «Лазурит» не может выполнить взятые на себя обязательства по стоимости и срокам. Поэтому по согласованию с Минобороны после изучения специалистами было подготовлено решение о привлечении к работам в качестве контрагента итальянской фирмы Drass Galeazzi, обладающей опытом создания подобных уникальных комплексов.
К концу 2011 г. итальянская фирма добросовестно выполнила порученную ей часть работы, но руководство ЦКБ «Лазурит» заявило, что для завершения работ по выпуску РКД и «привязке» комплекса к судну необходимо дополнительное финансирование в объеме, резко превышающем установленное Госзаказчиком. При этом предложенные сроки выполнения работ исключали соблюдение предусмотренного генеральным графиком строительства срока представления судна на Госиспытания.
В результате, по причине отсутствия завершенной составной части ОКР - «Дельфин ГВК», т.е. отсутствия самого глубоководного водолазного комплекса, срок сдачи судна /2011 год/ был сорван.
В этих условиях, в 2011 году в рамках работы межведомственной рабочей группы под руководством заместителя председателя правительства И.Сечина с целью обеспечения сдачи судна в 2014 году и предотвращения удорожания контракта Госзаказчиком были инициированы изменения в ТТЗ на судно в части его комплектования, за которым последовало расторжение упомянутого выше контракта и заключение нового на завершение ОКР.
В сложившейся ситуации для безусловного выполнения обязательств перед Госзаказчиком ОАО «Адмиралтейские верфи» (завод-строитель) и ЦМКБ «Алмаз» (проектант судна) выполнили поиск альтернативного варианта ГВК на требуемую глубину погружения (450 м), чтобы в пределах оставшегося финансирования на ГВК-450 в установленные сроки сдачи головного судна проекта 21300 (2014 г.) изготовить для него комплекс, удовлетворяющий требованиям ВМФ.
По согласованию с Министерством обороны было принято предложение ОАО «Тетис-ПРО» о поставке ГВК на основе серийного комплекса, изготавливаемого шотландской фирмой Divex. По своим ТТХ этот комплекс ничем не уступает ГВК разработки ЦКБ «Лазурит» на основе комплектующих Drass Galeazzi. Но ключевым фактором, повлиявшим на принятие этого решения, стало то обстоятельство что, в отличие от ЦКБ «Лазурит», контракт ОАО «Адмиралтейские верфи» с ОАО «Тетис-ПРО» предусматривал обязательство исполнителя не только изготовить и поставить под контролем Гостехнадзора комплекс, отвечающий всем требованиям ВМФ, Российского морского регистра судоходства и международного стандарта DNV, но и провести все виды испытаний (стендовые, предварительные, приёмо-сдаточные), а также подводные испытания силами персонала фирмы Divex.
Одновременно, опять же в отличие от представителей ЦКБ «Лазурит», «Тетис-ПРО» официально подтвердил готовность обеспечить гарантийное обслуживание ГВК и техническое сопровождение его эксплуатации в течение всего жизненного цикла судна.
В настоящее время на заказе ведутся механомонтажные и электромонтажные работы, производится монтаж оборудования, изготовление и монтаж надстройки. Конструкторские работы по привязке ГВК к судну завершены в декабре 2012 года, отгрузка оборудования фирмой DIVEX уже начата, причем поставки организованы партиями в соответствии с графиком строительства судна.
В текущем году планируется завершить монтаж оборудования, все регулировочно-наладочные и регулировочно-сдаточные испытания. На данный момент все идет в графике. /На октябрь запланировано начало швартовных испытаний/.
В заключение можно констатировать, что производители, поставщики и строители в рамках нынешнего контракта, в отличие от прежнего участника процесса - ЦКБ «Лазурит» - добросовестно выполняют свои обязательства по его исполнению. Коллеги просто четко и своевременно делают порученную им и очень важную для Флота работу, не прибегая к сомнительным пиар акциям, да еще густо приправленным безапелляционными, некомпетентными, а порой и прямо оскорбительными для военных моряков и корабелов утверждениями."
Начальник Службы по связям с общественностью ОАО «ОСК» Алексей Кравченко