info>> Дожил до 1979 г - 61 год!
Аристарх> Как бы не так. Румыны датируют снимок 2005-ым годом.
на сайте музея указано когда он передан на слом.....
В 1917 году на верфи «J. Blumer & Co. Ltd» в Сандерленде (Англия) по заказу военно-морской администрации Великобритании (Shipping, Controller, London) под строительным № 246 был заложен сухогрузный транспорт, получивший название «WAR HIGHWAY». Судно вместимостью 3087 брт имело длину 104,24 м, ширину 14,20 м и осадку 6,64 м. Паровая машина тройного расширения мощностью 2200 .л.с. обеспечивала судну скорость хода в 11,5 узлов.
В марте 1918 года пароход был спущен на воду. В мае этого же года готовое судно передали под управление британской компании «F.& W. Ritson» из Сандерленда. В 1919 году пароход был продан английской компании «Hartlepool Seatonia S.S. Co. Ltd, West Hartlepool» (Hessler & Co) Там судно стало эксплуатироваться под новым именем «SEATONIA». В конце 1926 года компания «Hessler & Co» обанкротилась, и судно в 1927 году продали другой британской компании «J.E. Murrell S.S. Co, Ltd» (J.E. Murrell & Sons, managers), West Hartlepool, переименовавшей пароход в «BRACONDALE». В 1933 году, загрузившись в СССР лесоматериалами, пароход в Карском море столкнулся с советским судном, получив повреждения корпуса. Аварийные суда три дня простояли рядом, заделывая пробоины.
В июне 1934 года судно было приобретено Советским Союзом и под наименованием «БЕРЕЗИНА» передано в состав Балтийского морского пароходства. Порт приписки Ленинград. В 1938 году пароход включили в состав Черноморского государственного морского пароходства. После прихода на Черное море портом его приписки стала Одесса.
В начале Отечественной войны пароход находился в Мариуполе. Оттуда судно направили порожняком в Николаев. Погрузив там 3800 т зерна, «БЕРЕЗИНА» перешла в Одессу, где дополнительно приняла на борт 2000 человек эвакуированного населения. После разгрузки в Новороссийске судно вернулось в балласте в Одессу. В течение трех суток под непрерывным артобстрелом и бомбежками на пароход было погружено 2740 т заводского оборудования и принято 2100 человек эвакуированных. Груз и люди были доставлены в Мариуполь.
Погрузив в Севастополе 3300 т боеприпасов и 1150 красноармейцев, «БЕРЕЗИНА» в очередной раз в начале сентября вышла в Одессу. При выходе из порта вблизи судна (около 100 м) взорвалась магнитная мина, не причинившая пароходу вреда. При выгрузке боеприпасов в Одессе 4 сентября в левый борт «БЕРЕЗИНЫ попал снаряд. Пробоину в районе 4 трюма заделали силами экипажа. При эвакуации Одессы за четверо суток на борт судна приняли 40 автомашин, 5 прицепов, 28 тракторов, 2 танкетки, 22 пушки калибра 152 мм, а также 600 т снаряжения, 100 т продовольствия и 1400 военнослужащих. Войска и груз доставили в Севастополь.
Перед вторым штурмом Севастополя «БЕРЕЗИНА» 12 декабря 1941 года стала под погрузку оставшегося тяжелого оборудования судостроительного завода, эвакуация которого завершалась. В ее трюмы опускали паровозы, железнодорожные паровые краны, громадный токарный станок для обработки роторов турбин и другое дефицитное имущество. У малой пристани Южной бухты, где было ошвартовано судно, «БЕРЕЗИНА» попала под бомбежку. Шесть бомб разнесли деревянную пристань в клочья. Левый борт парохода изрешетило десятками осколков, швартовы оторвало, погас свет, засвистел пар из лопнувших паропроводов, вылетела часть заклепок в корпусе.
Буксиры отвели поврежденную «БЕРЕЗИНУ» к Угольной пристани, где рабочие филиала ССЗ из штолен вместе с экипажем приступили к срочному ремонту парохода. Не прекращалась и погрузка. Наконец 18 декабря ночью под артиллерийским обстрелом пароход вышел в море и взял курс на Кавказ.
С начала 1942 года он работал на линии по обеспечению войск Крымского фронта. За 3 месяца судно доставило с Кавказских портов в Керчь и Камыш-Бурун 12000 военнослужащих, 156 автомашин, 370 лошадей много боеприпасов и снаряжения. При эвакуации из Керчи пароход уходил под огнем противника из порта последним. В 1943 году он стал вновь числиться в составе Черноморского морского пароходства и до конца войны работал на линии Батуми – Одесса, Констанца и Варна.
В 1949 году «БЕРЕЗИНА» была переведена в состав судов советско-румынского акционерного общества «Sovromtransport». В 1950 году судно с наименованием «BEREZINA» перешло в ведение румынского морского и речного ведомства «Navrom». 17 марта 1962 года пароход получил новое название – «EFORIЕ». 6 июня 1975 года - последнее упоминание о прохождении Стамбула.Затем оно было выведено из эксплуатации и находилось в Констанце. в 1978 было сообщено.что судно передано на слом.
Есть упоминание,что корпус судна в 2005 году находился на берегу Дуная в р-не Брайлы.
Это сообщение редактировалось 25.01.2014 в 12:27