Mitry>> гидрографическое судно Meteor
Mitry> Прошу прощения за дезу - это не "Метеор", а тендер военно-морского училища в Мурвике "Нордзее".
Не похож?
METEOR» - по заказу Германского Имперского военно-морского флота с 1914 года на верфи «Ks Werft» в Данциге (ныне Гданьск) строилась канонерская лодка «METEOR». Ее водоизмещение составляло 1500 т, длина 71 м, ширина 10,2 м и осадка 4,0 м. Две паровые машины тройного расширения имели мощность 1550 л.с. Помимо этого канлодка несла парусное вооружение. 18 января 1915 года корабль передали заказчику.
В 1924 году судно было переоборудовано в экспедиционное судно и приспособлено для метеорологических, гидрологических, биологических и геологических исследований. В 1925 году по проекту Альфреда Мерца была организована специальная экспедиция, главной задачей которой было исследование физико-химического строения и динамики водных масс Южной Атлантики. На судне впервые применили эхолоты для картографирования рельефа дна. В 1926 исследователями была определена максимальная глубина Южно-Сандвичева желоба — 8264 м. Экспедициями на гидрографическом судне «METEOR» проводились комплексные океанографические исследования в южной (1925—1927 гг) и северной (1928—1938 гг) частях Атлантического океана.
В 1934 году судно прошло модернизацию на верфи «Deutsche Werft» в Киле. В ходе работ на нем вместо паровых машин установили два дизеля МАН-ДМ общей мощностью 2200 л.с. Водоизмещение судна увеличилось до 1640 т, а максимальная скорость хода увеличилась до 13 узлов, дальность автономного плавания 11 тысяч миль.
На основе проведенных исследований был составлен атлас океанографических характеристик Атлантического океана. Помимо этого судно выполняло и шпионские задания.
Так незадолго до начала второй мировой войны корабль провел измерения морских течений вблизи английской военно-морской базы в бухте Скапа-Флоу. Эти данные помогли немецким подводникам ПЛ «U-47» уничтожить в базе линкор «РОЙЯЛ-ОУК» и незаметно уйти оттуда. После капитуляции фашистской Германии в 1945 году по репарации корабль был передан СССР, где ему дали наименование «ЭКВАТОР». Судно вошло в состав гидрографической службы СФ. Порт приписки Мурманск.
В первых рейсах судно исследовало Балтийское море, а затем вышло и в Атлантический океан. В 1947 - 1949 годах «Экватор» совершил пять рейсов в Балтийское море. В конце 1949 года судно приступило к изучению Атлантического океана, выполнив пробный рейс в его воды. В 1950 и 1951 годах экспедиция на «ЭКВАТОРЕ» провела большие океанографические работы в Баренцевом море, северной части Атлантики, Норвежском и Гренландском морях.
Летом 1951 года на нем проходили практику курсанты Высшего Арктического Морского училища имени адмирала С.О. Макарова (ВАМУ). Судно выполняло в этом году океанологические съемки Баренцева моря, измерение приливов, актинометрические и гидрооптические наблюдения. В 1964 году «ЭКВАТОР» был выведен из состава гидрографии и с 1965 года стал плавучей казармой «ПКЗ-34», базируясь в Лиепае и Балтийске.
В 1975 году судно планировали переоборудовать под плавучую сдаточную базу на судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде. Для этого с верхней палубы были срезаны и сняты тамбуры, надстройка с рубкой, мачты. В январе 1976 года судно затонуло прямо на акватории завода. Его подняли и разрезали на металлолом. Однако, по рассказам ветеранов завода, склад с баллонами у одного из цехов сделан из остатков надстройки бывшего немецкого судна «METEOR». Склад существует и по сей день.