Недавно Директор музея Невского ПКБ Аркадий Борисович Морин любезно передал мне справку об истории создания БДК пр. 1174. С его разрешения и публикую.
В развитие БДК пр. 1171, ЦНИИ ВК ВМФ разработал в 1963 г. проект ТТЗ на проектирование БДК нового типа, специально приспособленного для использования в океанской зоне. ТТЗ, утверждённое ГК ВМФ в начале 1964 г., предусматривало разработку в эскизном проекте двух вариантов корабля – без доковой камеры (основной) и с доковой камерой. ГЭУ намечалась дизельная, главные размерения и водоизмещение БДК ограничивались условиями его постройки на судостроительном заводе № 870 в Выборге. Проекту нового БДК присвоили номер 1174, его главным конструктором был назначен П.П. Милованов. Проектирование и строительство таких БДК предусматривалось планом военного судостроения на 1966…70 г.г., утверждённым постановлением правительства от 10.08.1964 г.
Новый БДК предназначался для десантирования техники в составе первого эшелона десанта на побережье с тяжёлым рельефом (малым уклоном) грунта, в условиях противодействия противника. Это требовало наличия на нём, кроме вооружения самообороны, также и средств подавления отдельных огневых точек ПДО противника на берегу, обеспечения повышенной (по сравнению с кораблями второго эшелона) скорости, большей защищённости десанта на переходе морем, повышенной живучести и непотопляемости корабля, улучшения схемы размещения на нём техники для сокращения времени её погрузки и выгрузки.
При завершении разработки эскизного проекта в конце октября 1964 г. ВМФ и ГКС приняли решение об изменении её ориентации: основным стал вариант с доковой камерой. Проект выполнялся с применением освоенного вооружения и оборудования с широким внедрением автоматизации.
При рассмотрении 19.02.1965 г. эскизного проекта 1174 Президиумом НТС МСП, ЦКБ-17 было поручено доработать его в направлении увеличения скорости и провести, совместно с ЦНИИ-45, тактико-технический и экономический анализ с рассмотрением различных вариантов БДК пр. 1174 в сопоставлении с кораблём пр. 1171 для оценки их боевых возможностей и выбора оптимального направления для дальнейшего проектирования корабля.
По указанному решению ЦКБ-17 во II квартале 1965 г. выполнило и представило на рассмотрение МСП и ВМФ проработки дополнительных вариантов эскизного проекта с повышением скорости (за счёт принятия газотурбинной ГЭУ), снижением водоизмещения, стоимости постройки серийного корабля, сокращения состава вооружения и количества личного состава, улучшения условий обитаемости.
Рассмотрение представленных ЦНИИ-45 и ЦКБ-17 результатов анализа типовой операции по высадке десанта с участием БДК пр. 1174 (различных вариантов) и 1171 подтвердило целесообразность создания БДК пр. 1174, как корабля первого эшелона (имеющего в условиях противодействия противника в несколько раз меньшие затраты на тонну перевозимого десанта и меньшие потери, чем БДК пр. 1171), наряду с продолжением строительства БДК пр. 1171 для военно-транспортных перевозок при отсутствии противодействия противника. Такой сравнительный анализ в отечественной практике проводился впервые и явился надёжным обоснованием универсального БДК принципиально нового типа – с доковой камерой, обеспечивающего значительное увеличение возможностей высадки десанта.
Дополнительные варианты эскизного проекта 1174 Президиум НТС МСП рассмотрел и одобрил 05.08.1965 г. для дальнейшего проектирования вариант XXV с газотурбинной ГЭУ и добавлением к составу его вооружения ЗРК «Оса-М», а также системы летнего кондиционирования воздуха. Место строительства кораблей пр. 1174 было перенесено в Калининград на завод № 820, где предусматривалось реализовать необходимые мероприятия по реконструкции стапельного комплекса.
29.10.1965 г. эскизный проект утвердили решением ВМФ и МСП. В соответствии с этим решением в III квартале 1966 г. НПКБ завершило разработку технического проекта 1174 с доковой камерой длиной 75 м (около 50 % длины корабля) на три плашкоута пр. 1785, двумя транспортно-десантными вертолётами Ка-252 ТБ (в ангаре) и одной ВПП для них. По результатам его предварительного рассмотрения в сентябре того же года ВМФ и МСП выдвинули ряд новых требований (в том числе о перевозке в доковой камере РКа и ТКа, вертолётов и др. техники). В процессе рассмотрения проекта в ГУК ВМФ появились предложения увеличить ширину доковой камеры для увеличения вдвое количества принимаемых плашкоутов и возможности приёма перспективных высадочных средств на воздушной подушке, а также ряд других предложений.
По результатам рассмотрения проекта и предложений по нему ВМФ и МСП приняли решение от 26.08.1967 г., предусматривающее его корректировку с уширением доковой камеры до 12,2 м, усилением артиллерийского и авиационного вооружения (за счёт установки четырёх 30-мм автоматов А-213 и увеличения количества базируемых вертолётов до четырёх). Корректированный проект утвердили решением МСП и ВМФ от 14.05 1968 г.
Строительство БДК пр. 1174 осуществлялось Прибалтийским судостроительным заводом «Янтарь». Головной корабль «Иван Рогов» был заложен 17 сентября 1973 г. и спущен на воду 31 мая 1977 г. и сдан ВМФ в июне 1978 г. (швартовные испытания проходили с 13.11.1977 г. по 15.05.1978 г., ходовые – с 16.05 по 02.06.1978 г., государственные – с 03.06 по 15.06.1978 г.). Завершение постройки и проведение испытаний этого БДК обеспечивал главный конструктор Б.М. Пикалкин.
По универсальности решения задачи высадки десанта БДК пр. 1174 с доковой камерой и вертолётным вооружением не имел аналогов в практике мирового кораблестроения того времени. Его создание было отмечено Государственной премией 1981 г. До конца 1989 г. завод «Янтарь» построил и сдал флоту два серийных БДК этого же типа с заменой на последнем отдельных образцов боевых и технических средств на более современные.