«Вечерний Николаев», №11, 30 января 2014 года
«АКАДЕМИК СЕРГЕЙ КОРОЛЁВ»
В дни острого политического противостояния, когда волны агрессии накрыли Украину, хотелось бы немного остыть и вспомнить, как все мы вместе вершили большие дела. В 2014 году исполняется 45 лет с момента начала строительства одного из самых известных и уникальных наших кораблей - «Академик Сергей Королев».
В 1968 году крупнейший проектант судостроительной отрасли на юге Украины – ЦКБ «Черноморсудопроект» и Черноморский судостроительный завод получили от Министерства обороны заказ на проектирование и постройку научно-исследовательского судна космической службы «Академик Сергей Королёв».
Судно должно было обеспечить связь с космическими аппаратами и управление их полетом в районах прохождения орбит, не контролируемых с территории Советского Союза. В те времена из 16-ти суточных витков полета космического корабля «Союз» наземные станции управления могли поддерживать с ним связь только на десяти. СССР не имел ни собственных островов, ни арендованных территорий в другом полушарии. «Академик Сергей Королев», строившийся под эгидой ЦУКОС – Центрального управления космических средств Министерства обороны, должен был играть важную роль в общей системе управления космическими аппаратами, располагаясь для этой цели в различных точках Мирового океана. Одновременно в Ленинграде на Балтийском заводе строилось еще одно судно космической связи – «Космонавт Юрий Гагарин», а «Космонавт Владимир Комаров» был построен на три года раньше.
В конце 1960-х годов СССР и США развернули беспрецедентную гонку за первенство в высадке космонавтов на поверхность Луны. Работа этих кораблей в различных точках мирового океана вместе с наземными станциями управления, расположенными на территории Советского Союза должна была обеспечить высадку космонавтов на Луне.
Исследования окололунного пространства нашими беспилотными космическими аппаратами началось еще в 1959 году. Аппарат «Луна-1» пролетел на расстоянии 5-6 тысяч километров от нее и стал первым искусственным спутником Солнца. 14 сентября того же года «Луна-2» достигла поверхности Луны. За последующие двенадцать лет Советским Союзом было запущено на Луну 20 космических аппаратов, а «Луна-17» в ноябре 1970 года доставила радиоуправляемый с Земли «Луноход-1», прошедший в течение 11 лунных суток 10,5 километров.
США в те годы выполнили три полета автоматических аппаратов жесткой посадки «Рейнджер» (1964-1965), 5 запусков спутников Луны – «Лунар Орбитер» (1966-1967) и 5 посадок аппаратов мягкой посадки «Сервейор» (1968-1969 годы).
В связи с важностью поставленной задачи, руководители Черноморского завода приняли решение использовать для строительства судна «космической службы» опытных специалистов, участвовавших в постройке крейсеров-вертолетоносцев «Москва» и «Ленинград», во главе с главным строителем Иваном Иосифовичем Винником. Старшим строителем «Королева» был назначен Игорь Николаевич Овдиенко. Строительство вели те же цеха и те же конструкторские и технологические подразделения завода, которые участвовали в строительстве авианесущих кораблей.
«Академик Сергей Королёв» создавался по постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР, вышедшему в сентябре 1968 года. Главным конструктором корабля (проект 1908, шифр «Канопус») стал начальник ЦКБ «Черноморсудопроект» Сергей Митрофанович Козлов. Всеми проектными работами фактически руководил заместитель главного конструктора Юрий Теодорович Каменецкий, молодой и по характеру очень активный человек, с которым у заводчан сразу установились деловые и дружеские отношения.
Судно имело необычную архитектуру: на надстройке в средней части корпуса и на шлюпочной палубе в корме возвышались направленные в зенит две громадные параболические антенны (одна – командно-измерительной системы, вторая – спутниковой связи) с диаметром зеркал 12 м. На носовой надстройке – малая антенна командно-измерительной системы с диаметром зеркала 2,1 м, закрытая радиопрозрачным сферическим укрытием. Было много и других антенн и средств связи.
Вся поступающая с борта космических аппаратов и обработанная телеметрическая информация передавалась в Центр управления полётами, расположенный на территории СССР. Оборудование «Сергея Королёва позволяло выполнять в Мировом океане все функции наземных пунктов управления космическими полётами. Управление судовыми радиотехническими комплексами было автоматизировано, на борту имелся свой вычислительный центр с двумя ЭВМ.
На этом судне впервые в мире предусматривалась одновременная двухсторонняя связь и управление космическими объектами на расстоянии до 400 тысяч километров в двух диапазонах частот. В тот период времени такой возможности не имели даже наши наземные пункты управления, которые осуществляли связь и управление только в одностороннем режиме.
На «Академике Сергее Королеве» соорудили развитую надстройку для размещения постов, лабораторий и жилых помещений для более чем 300 человек экипажа и научной экспедиции. Оборудовали комфортабельные одно- и двухместные каюты, библиотеку, читальный и спортивный залы, открытый и закрытый плавательные бассейны. Установка кондиционирования воздуха по мощности в три раза превышала установленную в кремлёвском Дворце съездов. В носовой части судна, ниже ватерлинии, размещался прекрасный кинозал на 250 зрителей, а под ним – хорошо оборудованный спортзал, салоны отдыха, даже бильярдная. Через всю надстройку с носа в корму проходили широкие светлые коридоры, устланные коврами. «Академик Сергей Королёв» по архитектуре, комфортности и условиям жизнеобеспечения стал похож на большой круизный теплоход. Это была отличная работа конструкторов «Черноморсудопроекта».
Все эти блага были вполне оправданными. Корабль уходил в многомесячные рейсы для работы на разных морских широтах. Экипаж и членов научной экспедиции постоянно сопровождали тяжёлые физические и психологические нагрузки. Часто общее время работы превышало 10 часов в сутки.
Кооперация между различными предприятиями в Советском Союзе была очень большая, гораздо выше, чем в США. В создании таких уникальных кораблей участвовала вся страна. На «Королеве» это были 200 основных разработчиков и поставщиков: в Москве разрабатывались радиотехнические комплексы «Мезон» и Румб», криогенное оборудование радиоприёмных устройств; в Ленинграде проектировались и изготавливались опорно-поворотные устройства мощных антенных систем; в Горьком – антенные зеркала. Создавался новый навигационный комплекс с повышенной точностью определения географического места судна, необходимого для выполнения траекторных измерений и т.д. При строительстве авианосцев кооперация была еще выше, в их создании участвовали тысячи предприятий, причем все делалось в Советском Союзе. Чтобы не было зависимости во время боевой службы от иностранных компаний, поставки из-за рубежа не разрешались.
На «Академике Сергее Королеве» я работал ведущим конструктором в отделе главного конструктора ЧСЗ по механизмам и системам, обслуживающим космический комплекс корабля, в том числе важнейшей для этого типа судна – криогенной системы. С ее помощью охлаждались до сверхнизких температур радиоприемные электронные контуры космических средств связи. Создавались и проходили междуведомственные испытания опытные электрогидравлические подъемники, разработанные николаевским ПКБ «Прогресс» для технического обслуживания самых удаленных точек зеркал параболических антенн. Это была хорошая школа перед началом строительства нового поколения авианесущих кораблей, которую открывал «Киев».
То был разгар «холодной войны», и нам приходилось заниматься и устройствами некосмического назначения. Например, в случае угрозы захвата «вероятным противником» на дальних океанских просторах этого, в общем-то, гражданского судна, не имевшего собственных средств обороны, хитроумное устройство в течение короткого времени (пока предполагалась какая-то защита судна) должно было уничтожить и превратить в целлюлозу материалы корабельного секретного архива. Для испытаний такого изготовленного заводом устройства пришлось выписать из заводской библиотеки 400 кг старой литературы и пропустить ее через жернова «гидроразбивателя», чтобы убедиться, что он исправно все «съест» в установленное время.
Все конструкторские вопросы, которых на «Королёве» было множество, решались очень быстро, работать с ЦКБ «Черноморсудопроект» было легко, тон задавал Ю.Т.Каменецкий, очень оперативный человек от природы, которого в напряжённые моменты строительства можно было видеть на заводе в любое время дня и ночи. Руководители этой стройки были чрезвычайно молоды. И.И. Виннику исполнилось в 1969 году 40 лет, Ю.Т.Каменецкому – 34 года, И.Н.Овдиенко -32. Это был сплав энергии, молодости и высочайшей ответственности за порученное дело. Мне, недавнему выпускнику Николаевского кораблестроительного института, было в то время 28 лет.
Приёмный акт «Академика Сергея Королёва» подписали 28 декабря 1970 года. Судно было построено в рекордно короткие сроки даже для черноморцев, неоднократно участвовавших в решении самых разнообразных и сложных задач национального масштаба. Участники тех событий до сих пор с гордостью вспоминают напряжённое время, когда создавался этот уникальный корабль. На подписание приёмного акта на завод прибыли жена Сергея Павловича Королёва – Нина Ивановна и космонавты Валерий Фёдорович Быковский и Владислав Николаевич Волков.
***
Из-за задержки в создании нашей промышленностью ракетоносителя Н-1 для вывода пилотируемого космического корабля на селеноцентрическую (окололунную) орбиту, соревнование по высадке космонавтов на поверхность Луны Советским Союзом было проиграно. Первыми на поверхность Луны 21 июля 1969 года ступили американские астронавты Нэйл Армстронг и Эдвин Олдрин. Создание в США тяжелого ракетоносителя «Сатурн 5» со стартовой массой до 3000 тонн (для сравнения – это вес большого морозильного траулера типа «Маяковский», стартующего с космической площадки) позволило впервые осуществить в 1968-1972 годах по программе «Аполлон» пилотируемые облеты Луны и лунные экспедиции американских астронавтов. Это была победа США в лунной гонке с СССР. Советская «Лунная программа» к 1968-1971 годам была переориентирована на изучение Луны автоматическими станциями – беспилотными космическими аппаратами.
18 августа 1976 года на поверхность Луны была осуществлена мягкая посадка советской космической станции «Луна-24» и выполнен забор грунта, который через пять дней был доставлен на Землю. «Луна-24» стала последним космическим аппаратом, запущенным к Луне в СССР. Не отправляли с тех пор космические аппараты на Луну и США. Следующая мягкая посадка на Луну произошла лишь через 37 лет, 14 декабря 2013 года, когда китайский космический аппарат «Чанъэ-3» доставил на Луну шестиколесный луноход «Юйту» - «Нефритовый заяц», который может развивать скорость до 200 метров в час и преодолевать высокие лунные склоны крутизной до 30 градусов. Научное оборудование «Юйту позволяет изучать структуру лунного грунта до глубины порядка 30 м и сканировать лунную кору до отметки в несколько сотен метров. Луноход будет работать на спутнике Земли три месяца, до марта 2014 года. Китай вошел в тройку не просто космических, а «лунных» держав.
***
«Академик Сергей Королёв», являясь универсальным судном космической службы, на протяжении 20 лет (с тремя модернизациями спецоборудования) обеспечивал выполнение многочисленных «космических» проектов Советского Союза. В свою первую экспедицию корабль отправился 18 марта 1971 года и за весь срок службы выполнил в общей сложности двадцать две экспедиции, продолжительностью до десяти месяцев каждая.
С 1991 года «Академик Сергей Королёв» находился на вынужденном простое на рейде Одессы, из-за отсутствия «космических» задач и наступившей в стране неразберихи. В 1996 году судно было продано Индии, где впоследствии было разделано на лом на всемирно известном кладбище кораблей – побережье Аланг-бич.
Валерий Бабич,
инженер-судостроитель,
автор книг «Наши авианосцы» и «Город святого Николая и его авианосцы» .