elevon>а подробнее описать такую ситуацию могеш? ну из своей практикиelevon>интересно было бы почитать[»]
- Да я же её уже описал: ночь, облачность 10 баллов, кучево-дождевая, высота полёта - 2700, над своим аэродромом, снижение для захода на посадку.
Вспышка (ослепительная), грохот (оглушительный), перед глазами - зелёные круги и ничего больше, приходится влючать белый свет в кабине (потому что не видно при ночном освещении приборные доски), через 2-3 минуты его яркость прибирается, потом - ещё, минут через 5-7 - зрение возвращается к норме. Почти.
Доклад РП, проверка работы двигателей - всё в норме. Присматриваемся, принюхиваемся - не горит ли что где. Нет, не горит. РП требует всё проверить и усилить осмотрительность (а хрен её усилишь - в облаках!
). Заход, посадка, заруливание на стоянку.
Осмотр самолёта, инженеры полковые прибежали из тёплых домиков под холодный дождь, начальство...
Находим дырку, примерно 10 мм, в обтекателе (из стеклопластика, двойной, между слоями - "соты" для жёсткости, из того же материала) радиобомбоприцела. Круглая, акуратная, как будто высверленная. Он был включён (чтобы следить за грозовой обстановкой), видимо, радиолуч как-то слегка ионизировал воздух на своём пути, вот по этому каналу туда статический разряд и шибанул. Само оборудование не повреждено.
На следующий день обтекатель заменили.
Ещё раз было - спустя несколько лет шандарахнул разряд сзади, в статические разрядники крыла, - в тросики, распушённые иголками. Но сзади и днём, не так эФфектно воспринимается. Пара разрядников оплавились слегка, их заменили.
Два раза за всю лётную жизнь.
Куда ударит, короче, говоря. Как правило, последствия не трагические.
А если молния - там подранков не остаётся. Но туда не лазят, где молнии могут быть, кто в здравом уме. И запрещено категорически (для тех, кто не в здравом
).
Сейчас на всех самолётах стоят бортовые локаторы, и зона опасная, в этом плане, в 3-х сантиметровом диапазоне хорошо видна.
Плохо, когда при длительных полётах над местностью, где нет наземного контроля, откажет БРЛС в грозу (над морями-океанами). Когда нельзя видеть обстановку и никто не подскажет. Хотя обычно летали парами, и у двух сразу отказ маловероятен.