ПРО ЭФФЕКТИВНОСТЬ...Известен случай когда стало возможным достаточно точно оценить результаты боевой работы пары штурмовиков-охотников из 893 ШАП. Дело было 18 марта 1944 года. Командованию 307 ШАД потребовались разведданные об активности перевозок на дорогах Полоцк-Витебск и об изменениях в обороне вермахта непосредственно в прифронтовой полосе. В те дни авиация была прикована к земле затяжной непогодой. Поэтому для выполнения задачи подобрали пилотов с опытом полетов в сложных метеоусловиях и хорошей слетоностью – лейтенант Лазарев и мл. лейтенант Пятикоп. Им подготовили два самых приемистых ИЛа в полку – командира и штурмана полка. Штурманский Ил был оснащен подвесными пушками НС-37 за мощь и большую длину ствола нежно прозванную “оглоблей”, оба борта загрузили осколочными бомбами и рсами, ведущему зарядили фотоаппарат. Задача - пройти по маршруту аэродром Стеревнево – Бычиха – Полоцк - Витебск - Стервенево, при пересечении линии фронта сфотографировать позиции противника, затем со снижением пройтись над дорогами на бреющем и посмотреть насколько велика транспортная активность немцев. В случае обнаружения скоплений войск нанести удар с одного захода и уйти на свою территорию. Хоть немцы, как и наши сидели эти дни на земле полет д.б. проходить в режиме радиомолчания. Пара ушла на задание при достаточно низкой облачности, а в районе Бычихи добавился еще и плотный снегопад. Четыре истребителя прикрытия качнув крыльями отвалили на свой аэродром. Ведущий пары Лазарев видя невозможность выйти в такой плотный снегопад сразу на Полоцк решил уйти от пелены снега и, нарушив приказ лететь по маршруту, но в обратном направлении, сначала на Витебск, а от него уже на Полоцк. Пересекли и отсняли на сколько возможно линию фронта затем вышли на жд ветку Витебск-Полоцк. Снизились до высоты 50 метров и зигзагом пошли вдоль дороги заодно просматривая и автотрассы параллельные железке. Как раз посередине этого отрезка и находилась узловая станция со смешным именем ОБОЛЬ. В этот день на станции стояло несколько эшелонов с топливом, боеприпасами и войсками, по проселку к ней тянулся большой обоз подвод на разгрузку. Станцию прикрывала батарея зениток. А в подлеске затаился партизанский дозор добросовестно подсчитывая чего и сколько сегодня фрицы привезут-вывезут и в каком направлении. Ни немцы, ни партизаны визитов наших штурмовиков не ожидали- непогода... Собственно противник и решил прикрывшись снегопадом пополнить боеприпасы и топливо. С пологого пикирования выпустили по эшелонам все РС, от попадания полыхнула цистерна с топливом, войска грузившиеся в вагоны стали разбегаться кто куда. В конце прохода сыпанули разом весь запас бомб на постройки и ушли за лес правым раворотом. Что-то рвануло уже в районе станционных построек. Зенитки так и не среагировали. Снова выскочили на станцию и отработали по ней и вагонам из пушек и пулеметов. На выходе из атаки довернули на Полоцк и увидели вереницу подвод с солдатами которые шли к ОБОЛИ, со снижением и прочесали пушками от головы до хвоста. Лошади забились переворачивая груз и сбрасывая возниц и пассажиров в снег, дорога првратилась во вспаханное очередями поле. У Полоцка пара снова влетела в тот же снегопад от которого старательно ушла всего полчаса назад. Прижавшись крылом к крылу ИЛы пошли на высоте верхушек деревьев на свой аэродром Стервенево. По первоночальным оценкам ведущего они уничтожили до 50 человек живой силы и около 7 вагонов и цистерн. А через 5 дней в штаб дивизии пришла копия партизанского отчета о налете. Разведчики наблюдали это все с земли и добросовестно в течении последующих дней отследили за тем как немцы вывозили убитых и раненых и разбирали завалы на путях. Итог этого дела такой: убитых и раненных только на станции 300 человек (результатов удара по конным обозам партизаны не видели это было вне их поля зрения), разбито, повреждено или сгорело 20 вагонов и цистерн, сильно повреждено здание станции, сгорело 2 склада с продовольствием и имуществом. Налет на сутки задержал отправку дивизи которую должны были доставить под Нарву.
По воспоминаниям О. Лазарева ”Летающий танк”
Вообще эта маленькая станция обладала коким-то особым притяжением для наших штурмовиков, в мае 1944-го по ней уже в ходе оперции БАГРАТИОН отработали несколько раз пилоты из 826 штурмового полка. Один из них Владимир Гуляев (таксист-агент Володя из Бриллиантовой Руки) также оставил воспоминания, Оболи у него посвященна целая глава.
Над станцией Оболь
Рассвет 23 июня 1944 года едва занимался над белорусской землей. В небе еще мерцали яркие звезды, а на аэродроме уже никто не спал. Мы, рядовые воздушные солдаты, тогда еще не знали, что предстоящее грандиозное наступление в Белоруссии было названо Ставкой операцией «Багратион».
Всех подняли в два часа. Не спали в эту ночь не только на нашем аэродроме. Советские войска готовились к решительному наступлению. А я, как назло, еще не был допущен к полетам. Проснулся в землянке поздно. Услышал нарастающий гул самолетов: это ребята возвращаются с задания.
// Дальше — militera.lib.ru