Расписание полетов наших бортов через Японию - такое хитрое, что выходной у меня всего один, да и тот в субботу. Поэтому завтрашние гонки Red Bull Air Race в Токио придется смотреть в записи, а не вживую.
А сегодня никаких самолетов - поедем смотреть корабли.
Первым в списке стоит броненосец Микаса, превращенный в музей.
Этот корабль был построен в Великобритании на рубеже 19 и 20 веков. Являлся флагманом японского флота в ходе русско-японской войны 1904-1905 гг. В ходе боя в Желтом море, когда шла на прорыв из осажденного Порт-Артура русская эскадра, получил серьезные повреждения. И взял реванш позже, при Цусиме. Сразу после войны затонул, когда взорвались его пороховые погреба, отправив на небеса триста с лишним моряков. Был поднят и восстановлен - и чуть не ушел на металлолом после Первой Мировой. И все-таки был сохранен японцами, как памятник о (практически) единственной войне, в которой они номинально считались победителями.
Бывшему врагу тут отдается дань уважения - на борту в музее хранятся личные вещи русских моряков, есть модели русских кораблей. Все сделано и подписано по-японски тщательно.
Вот броненосец "Ослябя", погибший первым из русской эскадры при Цусиме.
Вот славный крейсер "Новик", сражавшийся с "Микасой" близ Порт-Артура и покрывший себя в ту войну неувядающей славой. Принял последний свой бой на Сахалине и был затоплен экипажем, а после войны - поднят японцами и, подобно легендарному "Варягу", введен ими в состав своего флота.
Вот "Жемчуг", сражавшийся при Цусиме, безропотно тянувший лямку службы на Дальнем Востоке после войны и трагически погибший в Пенанге под огнем немецкого рейдера "Эмден" в 1914 году.
И еще много, много русских кораблей... Две кильватерные колонны тянутся вдоль коридора - одна японская, другая русская. Бывшие враги - в одном памятном строю.
А орудия носовой башни "Микасы" по странному стечению обстоятельств смотрят прямо на американскую военную базу. Как бы слегка намекая...
Носовая башня броненосца "Микаса"
©
....Отобедав в местном ресторанчике, мы из Йокосуки плавно перемещаемся на поезде в Иокогаму. Там нас у причала ждет другая морская легенда - лайнер Hikawa Maru.
Коротко о главном: водоизмещение 11622 тонны, длина - 163 метра, ширина - 20 метров, вместимость - 331 пассажир в трехклассной компоновке. Оснащена дизельными двигателями немецкого производства. Максимальная скорость - 18.5 узла.
Hikawa Maru была построена для японской компании NYK на японской же верфи в 1929 году. Первый вояж через Тихий океан совершила 13 мая 1930. В некотором роде, три дня назад у нее была годовщина, причем круглая
Hikawa Maru работала на линии Иокогама-Сиэттл, доставляя в течение 14 дней всех желающих из Азии в США и обратно. Пассажирам предлагались места в комфортабельных 1- и 2-местных каютах первого или второго классов, а для обладателей скромного бюджета - места в 8-местных каютах третьего.
В годы войны Hikawa Maru была плавучим госпиталем. После войны, в 1946-47 году - транспортом для репатриантов. С 1947 по 1952 год работала грузопассажирским судном. Потом опять вернулась к роли лайнера, а в 1961 году стала плавучим рестораном и музеем в Иокогаме.
Интересно, что толстые листы обшивки лежат внахлест друг на друге, увеличивая прочность корпуса. Как я понял, это в кораблестроении обычно не практиковалось. В годы войны Hikawa Maru трижды подрывалась на минах, но все-таки благополучно добиралась до ремонтных баз. А после войны оказалась одним из двух крупных пассажирских судов, переживших все сражения. Еще две ее сестры-близняшки нашли свою гибель в ходе боевых действий - одну потопила субмарина, вторую - самолеты американцев. Именно поэтому в 1946-47 году Hikawa Maru доставляла репатриированных японских солдат из Кореи, с тихоокеанских островов и прочих регионов обратно на родину. Просто больше особо было не на чем.