До недавнего времени эта история была неизвестна широкому кругу людей, хотя засекречена не была.
28 июля 1963 года на воздушном параде в честь Дня ВМФ СССР произошла катастрофа двух самолетов Ту-16, столкнувшихся в облаках над островом Русский. В этот день десять троек самолетов полка, ведомые командиром дивизии п/п-ком А. И. Павловским, должны были пройти плотным строем над трибунами в Спортивной Гавани г. Владивостока. Погода была неблагоприятная для выполнения такого задания. Стояла низкая слоистая облачность с высотой нижней кромки 120 м. Часть боевого порядка полка вынуждена была идти в облаках. Тройка командира 49 МРАП п/п-ка Ю. Н. Антипова следовала за самолетом комдива. На подходе к острову Русский самолеты попали в облака. Правый ведомый зам.ком-ра АЭ м-р В. А. Удовицкий, пытаясь сохранить плотный боевой порядок, столкнулся с самолетом ведущего. Оба самолета разрушились в воздухе и упали на остров Елены, что рядом с о.Русский, экипажи погибли. Третий экипаж майора А. М. Хмызова благополучно произвел посадку на своем аэродроме. Часть самолетов полка была отправлена на запасной аэродром Хороль.
1-й экипаж: п/п-к Антипов Юрий Николаевич, ст.л-т Лисовенко Геннадий Васильевич, п/п-к Макеев Юрий Иванович, м-р Миронов Дмитрий Поликарпович, м-р Борзилов Георгий Евгеньевич, м-р Полюдов Петр Петрович.
2-й экипаж: м-р Удовицкий Виталий Андреевич, ст.л-т Шилов Юрий Васильевич, к-н Пестуненко Иван Игнатьевич, ст.л-т Деревянкин Владимир Антонович, к-н. Шаповал Василий Семенович, матрос Карагодин Виктор Петрович.
Кроме того, на месте падения самолётов загорелся и сгорел жилой четырёхквартирный дом. Два человека из числа жильцов дома погибли, а еще два – получили ожоги.
Об этом событии долго не любили вспоминать на флоте. Полковник Павел Левшов, представитель совета ветеранов флота, в то время был еще ребенком. Его отец участвовал в воздушном параде 63-го года. Павел Владимирович помнит, какая напряженная была в тот день обстановка. За праздничным столом собрались родственники и близкие, и вдруг сообщение о крушении. Все с волнением стали ждать оглашение имен. Для 12 семей села Кневичи тот день стал настоящей трагедией.
«Отец никогда не говорил со мной об этом случае, - сказал Павел Левшов. – В конце концов, в аварии погибли его друзья и знакомые».
Советское командование не стало делать из происшествия секрет. Наоборот, инцидент стал причиной запрета воздушных парадов на день ВВС, который продлился до середины 90-х. Как только запрет отменили, столкновения в небе продолжились.
В 2010 году ребята из поискового отряда "АВИАПОИСК" в память о тех событиях решили установить на острове мемориальную табличку. Так как место трагедии точно не определено, мемориальную доску было решено установить на одном из пороховых погребов осторова. Открыть торжественный митинг выпала честь представителю совета ветеранов флота, полковнику Павлу Левшову. Память погибших летчиков почтили минутой молчания, возложили цветы. В акции приняли участие бойцы Поискового отряда «АвиаПоиск», представители Морской авиации Тихоокеанского флота.
Также на острове Елена уже есть старая мемориальная доска, посвященная катастрофе (на полукапонире № 17, расположенном возле побережья с северной стороны подножья горы Ларионовская). Она давно уже пришла в негодность и, кроме того, содержит неточные сведения о членах экипажей, ошибки в именах и званиях. Так, например, фамилия Удовитский написана через «а», а фамилия Карагодин вообще заменена на Иванова, словно некий сотрудник, причастный к составлению имен, потерял список и махнул рукой. Пусть, дескать, будет Иванов, мало, что ли, у нас Ивановых.
Автор: Сафин Роман.
Источник: материалы автора, материалы сайта kfss.ru, информация Олега Юрьевича Антипова
Это сообщение редактировалось 28.06.2015 в 12:36