Американская компания United Launch Alliance (ULA), в течение десяти лет запускавшая по заказу американских ВВС спутники GPS, сообщила сегодня о выходе из борьбы за поставку таких спутников. Причиной этого стало то, что ULA не может купить нужное ей количество российских двигателей для ракет-носителей «Атлас-5», выводящих спутники на орбиту. Запрет на использование российских двигателей был принят американскими властями в прошлом году.
Американский производитель космических аппаратов United Launch Alliance (ULA) сообщил в понедельник о выходе из борьбы за контракт на запуск по заказу американских ВВС спутников GPS. Тем самым первый за десятилетие тендер подобного рода срывается, так как теперь в конкурсе участвует единственная компания — Space Exploration Technologies Corp. Речь идет о поставках спутников GPS в 2016 году.
ULA — совместное предприятие, созданное американскими компаниями Boeing и Lockheed Martin. С момента своего создания в 2016 году ULA была единственной компанией, запускающей подобные спутники. Сейчас ULA вышла из борьбы из-за невозможности купить достаточное количество двигателей российского производства РД-180 для ее ракет-носителей «Атлас-5».
В прошлом году Конгресс США запретил использовать российские двигатели с 2019 года при запуске военных и разведывательных спутников. РД-180 — жидкостный ракетный двигатель, который производится российской компанией НПО «Энергомаш имени академика В. П. Глушко». Двигатель был разработан в 1990-е и использовался американских ракетах-носителях семейства «Атлас».
Ожидается, что окончательное решение по контракту будет принято в марте 2016 года. Это первый тендер такого рода, проведенный американским Министерством обороны, цель введения новой системы — снизить расходы на запуски спутников. В октябре ULA сообщила, что не сможет участвовать в тендере, если Пентагон не разрешит покупку российских двигателей. Возможно, до марта ULA еще удастся получить такое разрешение.
But telemetry from the rocket, relayed via NASA television by ULA engineer Marty Malinowski, indicated the RD-180 shut down between five and seven seconds early
James Dean @flatoday_jdean
ULA says Atlas V/MUOS-5 launch "delayed and indefinite" as investigation continues into RD-180 engine's premature shutdown during OA-6.
2:38 - 9 апр. 2016 г.
"В декабре 2015 года АО "НПО Энергомаш имени академика В.П.Глушко" и американская компания RD Amross заключили дополнительное соглашение к контракту на поставку двигателей РД-180. До 2019 года включительно НПО "Энергомаш" поставит в США еще 20 двигателей для использования в составе первой ступени ракеты-носителя "Атлас 5". В настоящее время мы исполняем наши обязательства. Не исключаю, что вопрос продления нашего сотрудничества с партнерами также может быть рассмотрен", - сказал Арбузов.
Американским налогоплательщикам, в случае преждевременного отказа от использования в США российских ракетных двигателей РД-180, для продолжения космических запусков придется выложить до $5 млрд. Этого не стал полностью исключать глава Космического командования ВВС страны генерал Джон Хайтен, сообщает издание Defence news.
Ранее министр ВВС США Дебора Ли Джеймс представила Конгрессу свои оценки того, во что обойдется запрет на закупку российских двигателей, которыми оснащается ракета-носитель Atlas V производства концерна United Launch Alliance (ULA). По ее словам, властям придется дополнительно затратить до $5 млрд на закупку двух других ракет - Delta-IV от той же ULA и Falcon 9 производства SpaceX. Однако председатель комитета сената по делам вооруженных сил республиканец Джон Маккейн, выступающий за запрет покупки РД-180, выразил несогласие с такими прогнозами.
"Я не знаю, насколько дорого нам это обойдется, так как не могу сказать, какой будет индустрия к 2020 году. Я не знаю, как к тому времени будут идти дела у ULA", - сказал Хайтен, выступая на брифинге в рамках проходящего в Колорадо-Спрингс ежегодного Космического симпозиума. Он заметил, что может назвать ряд очевидных преимуществ использования тяжелой Delta-IV, которая в то же время является очень дорогой. "Мне не нравится идея платить россиянам даже доллар или хотя бы что-то. Мне это просто не нравится, но мы должны иметь гарантированный доступ в космос и нам нужно разумно тратить деньги налогоплательщиков", - добавил генерал.
Американские военные планируют отказаться от российских двигателей к 2019 году. Одновременно с этим ряд республиканцев в Конгрессе настаивают на том, чтобы эти закупки прекратились уже сейчас, но в Пентагоне утверждают, что это помешает США запускать спутники на орбиту.
Глава Пентагона Эштон Картер назвал «неприятной» необходимость покупать у России ракетные двигатели РД-180, сообщает в среду, 27 апреля, РИА Новости.
«Мы можем зажать нос, купить РД-180 и запускать ракеты-носители Atlas с РД-180. Альтернатива — запускать наш груз на ракете-носителе Delta, что технически возможно, но намного дороже. Мы выбрали использование Atlas, признавая этот неприятный факт, который делает необходимым приобретение до 18 дополнительных двигателей РД-180», — сказал Картер.
Министр обороны надеется на создание американских двигателей на замену российскому РД-180. Их разработка поручена Aerojet Rocketdyne и United Launch Services.
Конгресс США запретил использование российских ракетных двигателей РД-180 в военных целях после 2019 года. Решение было принято после присоединения Крыма к России в 2014 году.
Двигатели РД-180 производятся химкинским НПО «Энергомаш» и с 2002 года устанавливаются на Atlas V.