bukanpet>> "Юг"
sudprom> Передан по репарации? Чей был до войны?
о заказу «Совторгфлота» в 1932 году на Одесском заводе имени Марти были построены два однотипных, одновинтовых пассажирских теплохода «Ост» и «Норд». Суда водоизмещением 285 тонн (209 брт), длиной 37,6 м, шириной 6,61 м и осадкой 2,35 м имели 300 пассажирских мест. Дизель фирмы Бенц (Германия) мощностью 375 л.с. обеспечивал им скорость хода в 13 узлов. Теплоходы, переданные Сочинскому торговому порту, до 1941 года эксплуатировались на местных пассажирских курортных линиях.
После начала Отечественной войны 22 июня 1941 года «Ост» и «Норд» были мобилизованы и переоборудованы в тральщики. 29 июня «Ост» получил название «Т-514», а «Норд» «Т-513». Их вооружение состояло из двух 45-мм орудий, двух 12,7-мм пулеметов и тралов. Экипаж - 35 человека. 2 июля 1941 года тральщики «Т-513» и «Т-514» с бортовыми № 65 и 66 вошли в состав ЧФ. Позже «Т-513» был передан в состав Азовской военной флотилии. Он с 21 по 23 ноября 1941 года участвовал в переброске личного состава 106 стрелковой дивизии из Темрюка в Приморско-Ахтарскую. Во время проведения Керченско-Феодосийской десантной операции «Т-513» («Норд») был включен в пятый десантный отряд. Ему предстояло высадить 1000 десантников в районе Еникале. Переход проходил в штормовых условиях. Часть высадочных средств была потеряна. По приказу командующего Азовской флотилии отряд 26 декабря направили к мысу Хрони. Однако высадка десанта из-за огня противника и сильного наката не состоялась. К утру 27 декабря пятый отряд ушел в Темрюк. В час ночи 29 декабря 1941 года отряд снова подошел к мысу Хрони. К этому времени высаженные 26 декабря десантники продвинулись в глубь побережья. Оставленный без прикрытия район высадки был вновь занят противником и суда ушли в Темрюк. 30 декабря к выходу в море был подготовлен еще один отряд, в состав которого был включен «Т-513». Отряд должен был высадить десант в районе Еникале или у мыса Хрони, но 31 декабря стало известно об освобождении Керчи. В 1942-1943 годах тральщик «Т-513» использовался в основном для перевозки раненых. Судно выполнило 76 эвакорейсов. Общее количество эвакуированных 6501 человек, из них 2831 лежачих. После войны в 1946 году теплоход «Норд» был возвращен Сочинскому пароходству. В 1953 году теплоход получил новое наименование «Юг». В 1968 году его списали.