Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. собор был сильно разрушен. Пострадал северный фасад, поврежден купол, крест. На 2/3 пострадали росписи, была нарушена гранитная и мраморная облицовка. Таким я увидел собор в 1962 году, когда прибыл в г. Севастополь на должность Главного архитектора города.
Занимая доминирующее место в центре города, собор в значительной степени формировал вокруг себя городскую застройку, хорошо просматриваемую как с моря, так и со многих точек города, при подъезде к нему.Вскоре, на рассмотрение архитектором Б.В.Калинковым был представлен проект восстановления Владимирского собора. Но что это за проект - ужас — все культовые обозначения сняты и от собора остался «всадник без головы».
— Что это такое, Борис Васильевич, спрашиваю?
Он мне показывает Постановление республиканского Правительства, где черным по белому сказано, что собор восстанавливается без культовых обозначений, под музей. Что делать?
Абсурдность этого решения очевидна. Еще Бисмарк говорил «Глупость - дар божий, но не следует им злоупотреблять». Конечно, в стране была большая практика, когда культовые здания из произведения архитектуры превращали в сельские клубы, склады, амбары и т.д.
Но должна быть элементарная логика, хотя бы примитивное понятие градостроительства, значимости объекта; доминирующего над всем городом.
При первой же командировке в Киев мной был поставлен вопрос в Госстрое о восстановлении собора в прежнем виде. Ответ был однозначным: - Доказывай в Совмине.
Пришлось идти в Совмин - отказ.
В городе — все поддерживали — Горком, Горисполком, Командующий флотом. Всем приезжающим в город членам Правительства, Центрального Комитета партии Украины, Госстроя — обязательно показывали развалины собора. Доказывали необходимость восстановления его в прежнем виде, с культовыми обозначениями. Однако решения не принималось.
Уже не знал, куда обращаться и что делать?
Однажды, прогуливаясь в воскресный день я встретил на улице Большой Морской начальника гидрографической службы Черноморского флота контр-адмирала Л.И.Митина. Лев Иванович - замечательный гидрограф, кандидат военно-морских наук, лауреат Государственной премии Украины, почетный доктор Казанского университета. Есть гора Митина в Индийском океане. Имя Митина носит Севастопольский филиал Украинской Госгидрографии.Главное детище Л.И.Митина - «Атлас охраны природы Черного и Азовского морей», карта - «Затонувшие суда и экология». На Черном море известно свыше 1150 погибших судов - это сотни тысяч тонн железа, десятки тысяч тонн боеприпасов. За две последние войны в Черном море было поставлено 77407 мин, из которых больше половины еще находится на грунте. Это неполный перечень работ и исследований Л.И.Митина.
Я поделился с ним своим горем по восстановлению храма. Немного подумав
отвечает:
—Алексей Иванович! Подкинь такую идею: точка пересечения креста на соборе является навигационным знаком, который занесен на все лоции мира. Если убрать крест, то ни одно судно не сможет зайти в Севастопольскую бухту.Я поблагодарил Л.И.Митина за высказанное им обоснование, не зная, конечно глубоко этого вопроса. Но это уже было что-то.
В очередную поездку в Киев, я высказал все эти нюансы Заместителю Председателя Госстроя, изумительной души человеку, высокому интеллигенту В.Д.Елизарову. Он целиком меня поддержал с этой идеей и даже предложил вместе пойти в отдел религий Совмина и еще раз рассмотреть этот вопрос.
На редкость в Совмине нас приняли с пониманием, внимательно выслушали, учли все наши обоснования и пришли к заключению, что собор надо восстанавливать в прежнем виде.
На основании этого в 1966 году было принято решение о его восстановлении. Учитывая мою активность в этом вопросе, мне же и было поручено заниматься его восстановлением. Средства были выделены отделу по делам строительства и архитектуры Горисполкома, и мы приступили к этой работе. Я считал, что миссия Главного архитектора мной была выполнена.
Проект восстановления был разработан Республиканскими специальными научно-реставрационными мастерскими под руководством архитектора И.Л.Шмульсона. Проектом предусматривалось восстановление собора с дальнейшим использованием как музей для экспозиции материалов первой обороны Севастополя 1854-1855 годов и как усыпальница адмиралов. К работам по реставрации (восстановлении) приступили в 1967 году под руководством прораба А.К.Кутанова, опытного строителя и реставратора.
В 1971 году внешний вид собора был восстановлен и по требованию Госстроя в 1972 году здание храма было передано Музею героической обороны и освобождения города для окончания работ и подготовки экспозиции.
В 1991 году 19 октября в период начавшейся так называемой "перестройки" Владимирский собор был освящен, в нем возобновлено богослужение и действует православная община.
Так была завершена эпопея восстановления и реставрации одного из значимых градостроительных объектов города - Пантеона морской славы Черноморского флота - усыпальницы адмиралов - собора святого равноапостольного князя Владимира.
Правда, некоторые пытаются фальсифицировать историю восстановления храма и выдумывают небылицы. Одна из них написана в воспоминаниях архитектора В.Н.Фуклева.
Как будто бы, Секретарь ЦК КП Украины П.Е.Шелест проходя на катере вдоль Севастопольской бухты обратил внимание, что крест собора накладывается на памятник Ленину и приказал повернуть крест на 90 градусов. Удивительная и плохая фантазия. Ничего подобного не было, да и по датам не совпадает, да и поворот креста с восточной ориентации на северную усугубил бы положение. А потом крест должен иметь определенную ориентацию.
В.Н.Фуклеву не мемуары надо было писать, а фантазии, да еще и в не лучшем изложении.
А.И. Баглей. «Воспоминания и размышления старого архитектора»