15 – проекта 205П («Тарантул»), код НАТО «Stenka-class»
ПСКР П-623
(борт. № 015)
Списан в декабре 1993г. Базировался на Балаклаву.
ПСКР П-629
(борт. № 016)
Списан и продан в хорошем состоянии частной фирме, которая в свою очередь под названием «Анастасия» продала грузинской береговой охране (бортовой № P-21).
ПСКР П-630
(борт. № ?)
Списан в 1995г. В сентябре этого же года находился на отстое в разоруженном состоянии на против Севастопольской гидро-электростанции.
ПСКР П-636
(борт. № 019)
С октября 1994г. входит в состав 23-й бригады ПСКР (г.Керчь).
КРМО «Волынь»
(ех. П-637, борт.№ 020).
Зав. № С-142. Вступил в строй в 1974г.В 1999г. присвоено наименование «Волынь». В 2004г. списан и начат разборкой на запчасти для ПСКР аналогичных проектов, разделан на металл в Запорожье осенью-зимой 2007
Командиры корабля:
• к.3р. Сатановский Виталий Михайлович – последний командир КРМО (2004г.)
BG-30 «Герои Керчи»
(ех. П-642, борт.№ 021)
Приказом Главы госкомитета – командующего Пограничными войсками Украины, учитывая мужество и героизм, проявленный защитниками г. Керчь в годы ВОВ, с целью пропаганды и продолжения славных боевых традиций старших поколений защитников Родины, на основании ходатайства Керченского городского совета, решением Военного совета Южного направления Пограничных войск Украины ПСКР «П-642» присвоино наименование «Герои Керчи». В ? г. прошел ремонт за деньги Керченского металлургического комбината.
Место базирования п. Керчь. Списан в июне 2004г.
ПСКР П-643
(борт.№ 030)
Летом 1999г. был утилизирован, так и не получив украинского названия - Одесская ОБСКР.
ПСКР П-645
(борт.№ 022)
С октября 1994г. входит в состав 23-й бригады ПСКР (г.Керчь). В августе 1991г. совместно с ПСКР «Измаил», П-105 и ПСКР «Григорий Куропятников», в течение пяти суток нес службу по охране объекта «Заря» (правительственная дача). Ни каких действий по блокированию границы в случае ухода президента СССР М.С.Горбачева кораблями не предпренимались. 6.04.1994г. впервые в истории независимой Украины ПСКР совершил задержание турецкой шхуны «Байроктар» (сумма штрафа – 5000 долларов). Задержание происходило с помощью навала (по словам начальника Центрального музея пограничной службы Украины).
Командиры корабля:
к.3р. Игорь Жарков – 1994г.
КРМО BG-57«Миколаiв»
(бывший ПСКР-722, ех.борт.№ 023).
Боевая служба:
Зав.№ 210. Заложен 04.1987г. на стапеле Приморского ССЗ ПО «Алмаз». 10.04.1988г. спущен на воду и после завершения строительства 06.1988г. на Красногорской мерной линии в Финском заливе успешно прошел ходовые испытания (22.06.1988г. - проводились испытания мореходных качеств корабля). Дата подписания приемного акта 28.06.1988г. Флаг ПВ КГБ СССР поднят 14.07.1988г., после чего с 26.07 по 20.08.198г. совершил переход по внутренним водным путям с Балтийского в Черное море, где вошел в состав 5-й отдельной бригады пограничных кораблей ОБСКР МПЧ КГБ СССР Западного ПО. Принимал участие в охране границы, экономической зоны, рыболовных промыслов около крымского побережья в северной части Черного моря СССР и Российской Федерации. В июне 1992г. передан Госкомитету по охране границы Украины с оставлением прежнего названия. Принимает активное участие в охране границы и рыболовных промыслов в исключительной (морской) зоне Украины. 08.08.1995г. с целью возрождения морских традиций приказом № 314 главы Государственного комитета – командующего ПВ Украины ПСКР-722 получил название КРМО «Миколаiв». С 02.12.1996 по 1997гг. - в среднем ремонте СРЗ «Металлист». В ходе ремонта были демонтированы ТА. С 25 по 29.03.1998г. - принимал участие в праздновании Дня города Николаев. 4.07.1998г. корабль посетил премьер-министр Украины В.Пустовойтенко. 22.03.1999г. – задержал турецкое судно «Кемил Рейс» (штраф свыше 70000 грн.). Апрель – май 1999г. - доковый ремонт. 27.07.1999г. - участвовал в совместных учениях с кораблями береговой охраны Турции. В 2000г. КРМО успешно провел спасательную операцию рыболовецкого сейнера «Арагон». В считанные минуты понадобилось экипажу КРМО, чтобы покинуть место постоянного базирования и по сигналу тревоги выйти в море на помощь аварийному судну. Морские пограничники успели взять сейнер на буксир, когда до скал оставалось всего 50м. Никто из рыбаков не пострадал. Во время спасательных работ отличились к.1р. Александр Цаплюк, к.3р. Генадий Сокирко, кап.-л-т Александр Зайцев и м-н Павел Коваль. В марте этого же года ПСКР задержал турецкую шхуну «Zefir». В 2001г. задержал турецкую шхуну «Gevanir», а 10 апреля – шхуну «Севахир» (капитан турецкого судна Салих Байрактар, сумма штрафа 24000 грн.). Август – сентябрь 2001г. – ремонт. 4.04.2003г. преследовал и задержал, совместно с кораблями одесского отряда морской охраны (осуществив при этом один залп на поражение) две турецкие шхуны «Мекка» и «Гувеснар» (приведены в Одессу). В апреле 2004г. принимал участие в сбор-походе кораблей ВМСУ, после чего находился на охране государственной границы в западной части Черного моря (м.Тарханкут), где совместно с КРМО «Павел Державин» были арестованы два болгарских судна: «Посейдон» и «Скитник» (решением суда г.Вилкова были конфискованы).
2010г:
Сентябрь – прибытие в г.Николаев.
29 ноября- Пограничный корабль Севастопольского отряда морской охраны "Николаев"в понедельник спас в Черном море терпящую бедствие яхту с тремя гражданами Украины на борту.
Как сообщает пресс-служба Азово-Черноморского регионального управления Государственной пограничной службы Украины, в понедельник в 03.10 капитан яхты "Алес" обратился по радио к представителям погранслужбы в Севастополе и сообщил, что на судне вышел из строя двигатель, и в сложных штормовых условиях оно терпит бедствие.
"Оценив обстановку, командование Севастопольского отряда морской охраны приняло решение о проведении спасательной операции. На помощь терпящим бедствие был выслан корабль морской охраны "Николаев", который при волнении моря в 5 баллов и скорости ветра – до 30 метров в секунду смог обнаружить яхту на удалении 22 миль от берега", - сообщили в пресс-службе.
В 06.50 началась буксировка яхты в Севастополь. В ходе движения, из-за сильного шторма, буксирующий конец был оборван, что потребовало дополнительного маневрирования пограничного корабля для восстановления буксировки.
Около 11.00 "Николаев" и "Алес" благополучно прибыли в Камышовую бухту Севастополя.
Состояние здоровья спасенного экипажа – удовлетворите
Октябрь – доковый ремонт.
2013г.
В ночь на 24 февраля в исключительной морской экономической зоне Украины (в 100 милях от Севастополя) взял с поличным турецкую браконьерскую шхуну "Чанак Чалик".
Задержание происходило в сложных погодных условиях, поскольку шторм на море достигал 4-5 баллов. Когда пограничный корабль подошел к шхуне, на ней включились ходовые огни, судно снялось с дрейфа и начало движение в направлении Турции. Экипаж не отреагировал на требования остановки и сигнальные ракеты. Остановилась шхуна только после предупреждения о возможности открытия предупредительного огня.
На судне с портом приписки Стамбул находилось семеро человек команды, все граждане Турции. Документы у капитана отсутствовали. Пребывание в исключительной морской экономической зоне Украины он объяснил сложными штормовыми условиями и поломкой техники GPS.
По информации помощника начальника Азово-Черноморского регионального управления по вопросам взаимодействия со СМИ Андрея Базана, на борту шхуны пограничники обнаружили деревянную тару для хранения рыбы, 141 емкость из-под сеток и 1,5 тонны льда. Пограничники сообщили, что на шхуне отсутствовал флаг государственной принадлежности, а на борту находились рыбопромысловые сети, готовые к использованию.
Эту же шхуну уже задерживали два года назад пограничники Румынии. Сейчас о факте задержания проинформирован генеральный консул Турции в Украине. Государственная пограничная служба Украины готовит необходимые документы для возмещения убытков, связанных с задержанием нарушителя, которые составляют более 130 тыс. грн. Учитывая, что судно-нарушитель уже находилось в поле зрения пограничных ведомств стран Черноморского бассейна, пограничное ведомство будет прилагать все усилия, чтобы шхуна была конфискована как орудие противоправной деятельности.
(
Пограничники задержали шхуну турецких браконьеров :: Флот - 21 век)
2015г:
Март – задержание в исключительной (морской) экономической зоне Украины турецкой шхуны «Allah Koruson», которая занималась незаконным ловом камбалы калкан. Шхуну обнаружил пограничный самолет Diamond. Он оперативно передал информацию кораблю морской охраны «Николаев», который патрулировал этот район. Тот вышел на перехват и задержал шхуну. На борту шхуны морские пограничники обнаружили свыше 10 км камбальных сеток и 2,5 тонны сухого льда.
Командиры корабля:
• к.3р. Ненашев Владимир Николаевич – 28.06.1988 – 02.10.1996гг.
• к.3р. Понаморенко Николай Николаевич - 2.10.1996 – 05.05.1999гг.
• к.3р. Гнипель Игорь Александрович - 05.05.1999гг – по настоящее время (2004г.)
Модернизации:
Вместо штатного вооружения были установлены: РЛС NSC-25, цифровой гирокомпас Стандарт 22 производство Raytheon Anschutz (Германия), автоматическая система идентификации судов AIS,производство Furuno,
КРМО BG-60 «Закарпаття»
(ех. П-648, ех.борт.№031) - Одесская ОБСКР. с 1996 Закарпаття (BG61). В 1999 продан Грузии, где был введен как патрульный катер 301 Батуми, с 2000 находился в ремонте на судоремонтном заводе «Металлист» в Балаклаве, исключен в 2006 и продан для разделки на металл.
КРМО BG-? «Запорiзська сiч»
(ех.П-650,борт.№ 032) - Одесская ОБСКР.
Списан в 2003г. Отстаивался в одесском порту до 2006г.
КРМО BG-61 “Одеса”
(ех.П-652, борт.№ 033) - Одесская ОБСКР - списан.
Подъема флага - 19 сентября 1976 года.
КРМО BG-31 «Буковина»
(ех.П-702, борт.№ 034).
Подъем флага -19.09.1981г.
Боевая служба:
С октября 1994г. входит в состав 23-й бригады ПСКР (г.Керчь), ранее входил в состав Одесской ОБСКР. 31.03.2003г. после производства предупредительной стрельбы задержал турецкую рыбопромысловую шхуну «Чинар Огулари».
КРМО BG-32 «Донбас»
(ех.П-705, борт.№ 035).
С октября 1994г. входит в состав 23-й бригады ПСКР (г.Керчь). ), ранее входил в состав Одесской ОБСКР.
18.09.2012г. – принимал участие в учениях "Черноморский Ястреб-2012" (п.Новороссийск, Россия).
2014г. вошел в состав Мариупольского отряда морской охраны Украины.
2015г.
январь –
Единственный сторожевой корабль Мариупольского отряда морской охраны «Донбасс» получил радиолокационный радар Furuno.
Донбасс получил радар Furuno
Донбасс получил радар Furuno
Об этом сообщают волонтеры Благотворительного фонда «Вернись живым», которые вручили капитану сторожевого корабля «Донбасс» современный радар Furuno общей стоимостью около 320 000 гривень сегодня в Бердянском морском торговом порту.
"Сейчас контролировать акваторию Азовского моря не менее важно, чем границу с Россией. Поэтому когда к нам обратился флот, мы сразу среагировали на просьбу и начали собирать деньги, ведь сейчас это судно - одно из важнейших в Азовском море. Искренне благодарим всех спонсоров за оказанную помощь. Мы вынуждены помогать государству в условиях далеко неидеальной жизни. А чтоб жизнь стала лучше, нужно сначала защитить нашу страну", - рассказал координатор фонда Виталий Дейнега.
"Установка радара Furuno позволит существенно повысить уровень обнаружения целей и навигационной безопасности в ночное время. Ведь в последнее время мы часто находимся в море и делаем осмотр всех подозрительных суден. Раньше с таким качественным и современным оборудованием мы не работали. Спасибо каждому, кто нам помог и продолжает это делать", - поблагодарил волонтеров капитан 3-го ранга Максим Бенедисюк.
«Донбасс» - единственный сторожевой корабль в составе Мариупольского отряда морской охраны, то есть единственный в Азовском море. В условиях, когда часть побережья оккупирована, потребность обнаруживать особенно маломерные цели вырастает в разы.
Уже в начале этого года волонтеры планируют закупить морские тепловизоры для охранных катеров с возможностью обнаружения маломерных целей на расстоянии до 4 км.
Справка: Радар или РЛС (радиолокационная станция) Furuno обнаруживает цели на близких и дальних расстояниях, выводит изображение на экран, обеспечивает безопасный режим навигации. Радар Furuno соответствует требованиям IMO (Международной Морской Организации) к судам водоизмещением до 10,000 GT.
Подробности читайте на УНИАН:
Сторожевой корабль "Донбасс" получил волонтерский радар Furuno | УНИАН
Командиры корабля:
капитан 3 ранга Николай Левицкий – 2009г.
капитан 3-го ранга Максим Бенедисюк – 2015г.
КРМО «Подiлля»
(ех.П-709, борт.№ 036).
Боевая служба:
Во время проведения операции «Калкан», после производства предупредительной стрельбы, а затем стрельбы на поражение КРМО, задержал две турецкие браконьерские шхуны «Мега» и «Гувефлер». Еще несколько шхун, занимавшихся незаконным выловом рыбы, решительными и проффессиональными действиями экипажа были выдворены за границы морской (исключительной) зоны Украины. Место базирования п. Одесса.
"Шерифа Чинара" задержали в 2000 году в период операции "Калкан", капитан турецких браконьеров был убит, а старпом ранен.
В указанной мною статье рассказывалось о задержании двух турецких шхун "Мекка" и "Гювенлер" в районе острова Змеиный после 2000 года КрМО "Подолье", Командир корабля тогда был капитан 3 ранга Сергей Рыжик.
Цитаты:
Получив повреждение кормовой части, турецкая шхуна "Мекка" была вынуждена остановиться. "Раненую" попытался взять на буксир ее собрат - "Гювенлер", которого также задержали. На "Мекке" имеется один легко раненный рыбак.
...в этом году уже была пресечена попытка турецких браконьеров вести незаконный промысел в исключительной (морской) экономзоне Украины. Двадцать пятого января в сорока милях южнее острова Змеиный корабли морской охраны "Павел Державин" и "Григорий Гнатенко" выдворили шхуну "Ибрагим рейс-1". Тогда все ограничилось предупредительными залпами украинских пограничников.
2008 г.
5 апреля
Задержание турецкой рыболовецкой шхуны «Осгур» в исключительной экономической зоне нашего государства в Черном море. 6 апреля конвоировал шхуну в порт Севастополь. Об этом УНИАН сообщила начальник пресс-службы Азово-Черноморского регионального управления Государственной пограничной службы Украины Валентина Воробьева.
КРМО BG-63 “Павло Державiн”
(ех.П-720, борт.№ 037).
Входит в состав Одесской ОБСКР.
Боевая служба:
2001г: экипаж корабля признан лучшим среди кораблей морской охраны.
2003г:
25.02 - на расстоянии около 50 миль юго-западнее о. Змеиный кораблями «Григорий Гнатенко» (пр.1241) и «Павел Державин» (пр. 205П) пресечены попытки незаконного вылова рыбы турецкими шхунами «Ибрагим Рейс-1», «Хусейн Рейс» и «Масалах». Украинские моряки-пограничники своими активными действиями выдворили за границы экономической морской зоны, при этом были вынуждены применить предупредительную стрельбу.
2004г.
В апреле находился на охране государственной границы в западной части Черного моря (м.Тарханкут), где совместно с КРМО «Павел Державин» были арестованы два болгарских судна: «Посейдон» и «Скитник» (решением суда г.Вилкова были конфискованы). В этом же обнаружил и задержал 6 украинских судов нарушивших пограничный режим. За 2004г. корабль прошел более 3 тыс. миль.
3 октября 2007 исполнилось двадцать лет со дня, когда на корабле морской охраны «Павел Державин» был впервые поднят Военно-морской флаг. На счету «Павла Державина» — задержание 8 иностранных шхун-нарушителей, более 30 украинских судов, нарушивших морскую границу Украины, более 15 км изъятых рыбацких сетей.
Командиры корабля:
• Цимбулов Тимур.А. – 07.2000 - 02,03гг.
Прохождение службы: Окончил Черноморское высшее военно-морское, ордена Красной Звезды училище им. П.С. Нахимова, л-т – КРМО “Закарпаття”, 1998г. – учеба на международных курсах учебного центра в г.Йорктаун (США). Старший помощник КРМО “Подiлля”, с июля 2000г. – командир КРМО “Павло Державiн”.
Награды: Указом Президента Украины был награжден орденом “Богдана Хмельницкого” 3-й степени.
• 3-го ранга Владислав Третьяков – 2007г.
ПСКР П-943
Списан в 1999г. в Одессе.
КРМО BG-62 “?”
Места базирования:
• Одесса, Практическая гавань.
Примечание:
ПСКР проекта 205П создан на базе корпуса с энергетической установкой наиболее удачного ракетного катера проекта 205.Тактико-техническое задание на разработку было выданно ПКБ «Алмаз» п/я Р-6397 в 1963 г. Главным конструктором проекта был назначен А.Городянко, главным наблюдающим от ВМФ капитан 2 ранга Ю.Осипов. Завод-строитель п/я А-7705.
Корпус катера выполнен из стали СХЛ-45 и имеет особенные формы обводов: круглоскулые в носовой части и остроскулые в кормовой, что способствовало повышению мореходности и обеспечило возможность использования оружия при волнении 4 балла и высоте волны 2 метра при скорости хода до 30 узлов – без ограничений.
ПСКР-623 (015)– списан в 12.1993.
ПСКР-629(016)– продан коммерческой фирме и переименован в Анастасия, в феврале 1998 продан Грузии, где введен как сторожевой катер Р-21 Георгий Торели
ПСКР-630 (017) – продан частному лицу, около 2 лет находился в Южной бухте Севастополя, затем переведен в затон у Троицкой балки, где после сильного ливня затонул, поднят и отбусирован в Инкерман, где разобран на слом
ПСКР-635(018) – списан в 2000.
ПСКР-636(019)-списан.
ПСКР-637(020), вст.1974, с 1999 Волинь (BG56) – списан, разделан на металл в Запорожье осенью-зимой 2007
ПСКР-642(021), с 12.03.1999 Герои Керчи (BG30). Списан.
ПСКР-643(030)-списан. Разобран в Одессе в 1999.
ПСКР-645 (022)-списан.
ПСКР-648(031), с 1996 Закарпаття (BG61). В 1999 продан Грузии, где был введен как патрульный катер 301 Батуми, с 2000 находился в ремонте на судоремонтном заводе «Металлист» в Балаклаве, исключен в 2006 и продан для разделки на металл.
ПСКР-650(032), с 1999 Запорожизська Сич (BG60) – списан в 2004.
ПСКР-652(033) 1976, с 1999 Одесса (BG61)
ПСКР-702(034), с 1999- Буковина (BG31). В строю (слава Богу).
ПСКР-705(035), с 1999- Донбасс (BG32) . В строю (слава Богу)
ПСКР-709(036), с 1999- Подилля (BG62) . В строю.
ПСКР-720(037), вст.10.10.1987, с 1999- Павло Державин (BG63) . В строю.
ПСКР-722(023), с 1999- Миколаив (BG57) . В строю.