digger>> ЭДСУ не подруливает педалями, чтобы самолет летал как в старых симуляторах без скольжения на одном джойстике?
Gasilov> Намек ясен. Тогда подскажите, на каких истребителях ЭДСУ об’единила какие механизмы управления?
Gasilov> Для меня, РН это блинчиковый и тонкий механизм скорее подруливания. А РВ скорее для полетов кренами. Может я и ошибаюсь.
На МиГ-23 для управления по крену используются интерцепторы и дифференциальное отклонение стабилизатора. Встречается мнение, что дифференциальный стабилизатор должен быть очень эффективен по крену, т.к. его площадь значительно больше, чем площадь элеронов или интерцепторов. Однако это мнение ошибочно, т.к. на дозвуковых скоростях интерцепторы и элероны, вследствие особенностей дозвукового обтекания, влияют на всю площадь крыла, соответствующую занимаемому ими размаху крыла. К тому же плечо до центра масс самолета у дифференциального стабилизатора как правило меньше, чем у элеронов/интерцепторов на крыле. Это обуславливает значительно меньшую эффективность дифференциального стабилизатора при управлении по крену на умеренных углах атаки на дозвуке. Однако дифференциальный стабилизатор вводился для улучшения управляемости по крену на тех режимах, где элероны и интерцепторы теряли эффективность. Во-первых это трансзвуковые и сверхзвуковые скорости, где вследствие деформаций на крыле и изме
// zen.yandex.ru
Помимо дифференциального стабилизатора и интерцепторов, при полете на углах атаки более 10 управление по крену также можно осуществлять с помощью руля направления. В отличии от других органов управления по крену, руль направления фактически вызывает вращение по крену не напрямую, а косвенно, выводя самолет на углы скольжения, где за счет разницы сил на полукрыльях возникает большой момент по крену.
Выводы:
1. На умеренных углах атаки интерцепторы вносят основную долю в величину управляющего момента по крену. На средних углах атаки эффективность интерцепторов начинает резко падать, и на больших углах атаки эффективность интерцепторов становится нулевой.
2. Эффективность интерцепторов зависит от срыва потока на крыле. При выпуске закрылок срыв происходит раньше и эффективность интерцепторов падает, при выпуске носков срыв происходит позже и эффективность интерцепторов увеличивается.
3. Дифференциальный стабилизатор дает небольшую долю управляющего момента по крену, но на больших углах атаки он остается единственным органом управления, который может напрямую создать достаточно эффективный управляющий момент по крену. При этом на больших углах атаки излишне активное использование дифференциального стабилизатора может приводить к сваливанию в штопор, из-за создаваемого им момента по рысканью.
4. Еще одним средством управления по крену на больших углах атаки является руль направления, однако эффективный момент по крену он создает не напрямую, а за счет вывода самолета на угол скольжения.