brazil> Когда традиции меняются по несколько раз на день...
Наверное, это ближе к теме каронимики, но тут, после последних событий, прям-таки напрашивается...
Не очень люблю из своего неопубликованного рабочего материала выдавать, но - очень уж в тему. В приводимом фрагменте (куда сегодня добавил 1 фразу) в общем и целом излагается мой скромный взгляд на вопросы наименования кораблей и судов современного ВМФ - с общечеловеческой точки зрения (ну и с точки зрения немного разбирающегося и причастного тоже). Можете относиться как угодно (любое мнение, кроме мнения Главкома, субъективно).
Форматирование при переносе утеряно, но на смысл это не влияет.
***
В присвоении именных обозначений кораблям и судам конкретных проектов имеются, как правило, некоторые закономерности. Так, например, все корабли проекта 1234 имеют наименования в честь погодных явлений и объектов природы (Ливень, Айсберг), из-за чего вся серия получила неофициальное наименование «дивизиона плохой погоды». Фрегаты проектов 11356Р и 22350 называют «адмиральскими сериями», т.к. все корабли получили имена выдающихся адмиралов. В присвоении наименований ряду крупносерийных проектов, наоборот, никаких закономерностей нет. Так, корабли и катера проектов 1124, 1265, 21980 и других в пределах каждого проекта имеют самые разнообразные именные обозначения (юнармейцы, кадеты/курсанты/юнги, имена известных личностей, названия городов и регионов, чисто литерно-цифровые обозначения).
К XXI веку начала было оформляться новая традиция: присваивать кораблям крупной серии однотипные наименования, но одному из кораблей обязательно давать выделяющееся среди остальных и выпадающее из общего контекста именное обозначение. Так, например, корветам проектов 2038 присвоили традиционные для ВМФ «миноносные» обозначения в виде прилагательных (Стойкий, Стерегущий, Гремящий), но один из кораблей получил наименование Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов. Эсминцы проекта 956 также назывались именами прилагательными (Громкий, Беспокойный), но один из кораблей был переименован в Адмирал Ушаков. Среди «адмиралов/маршалов» проекта 1155 изначально был Симферополь, впоследствии переименованный в Североморск. Малые ракетные и артиллерийские корабли проектов 2163 именуются в честь городов и республик РФ (Астрахань, Ингушетия), но один из строящихся получил наименование Град.
Малые ракетные корабли проекта 22800 первоначально переняли наименования «дивизиона плохой погоды» (Ураган, Буря), а один из строящихся кораблей вполне ожидаемо получил выделяющееся наименование Охотск. Впоследствии, впрочем, выяснилось, что все строящиеся корабли серии, кроме Охотска, получили наименования в честь явлений природы по недосмотру, поэтому первые корабли вскоре были переименованы в честь городов (Мытищи, Советск и т.п.), в результате чего именно наименование Охотск оказалось нарушающим новую традицию. На самом деле это наименование должно было быть присвоено кораблю Град проекта 21631, а Охотск должен был получить наименование Град, однако произошла бюрократическая ошибка: при оформлении документов попросту перепутали корабли одновременно строящихся серий, впоследствии же ошибку решили не исправлять (заметим, что точно такая же история произошла в свое время с донной миной, которая должна была быть названа Персей, но из-за незамеченной вовремя опечатки машинистки получила официальное название Серпей). Можно было бы предположить, что поскольку строительство серии 22800 продолжается, вероятно, один из строящихся или заказанных кораблей в соответствии с новой традицией должен сохранить традиционное «выпадающее из контекста» наименование ‒ в данном случае, очевидно, не будет переименован в честь города один из строящихся кораблей. Но и эта сомнительная традиция уже нарушена ‒ один из МРК пр.22800 получил наименование Меркурий.
Новейшая тенденция в отечественной каронимике, внедренная в 2018 г. ‒ присвоение действующим кораблям именных обозначений, ставящих в тупик Яндекс по причине либо чрезмерной их общности, либо в силу крайне узкой известности лиц, в честь которых производится присвоение обозначения (например, Иван Иванов, Игорь Петров, Яков Гребельский). Ранее же наименования в честь известных личностей традиционно были конкретными и однозначными (например, Маршал Василевский или Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов).
В целом можно говорить о том, что никакой системы в наименовании кораблей и судов ВМФ на текущий момент не имеется; начавшая, казалось бы, складываться на рубеже веков новая традиция не закрепилась, и строящиеся (равно как и находящиеся в строю) серии кораблей и судов получают наименования бессистемно.
***