В ночь на 21 июля 1941г. из Трииги на позиции пошли М-94 (старший лейтенант Н.В. Дьяков, инженер-капитан-лейтенант В.С. Шиляев, обеспечивающий - дивизионный штурман старший лейтенант И.В. Шпаковский) и М-98 (капитан-лейтенант И.И. Беззубиков, инженер-капитан-лейтенант П.Т. Гордов). В 7:00, после ухода катеров с тралами, лодки разошлись: М-98 пошла под берегом малыми глубинами, а М-94 продолжила движение средним ходом большими глубинами, делая зигзаг в 15о. Около 8:00 в семи милях северо-западнее мыса Кыпу (58 54,1 с.ш. / 22 02,1 в.д.) она была атакована германской лодкой U-140 (капитан-лейтенант Г.Ю. Хейльригель). Читать ещё) - торпеда попала в район дизельного отсека, при взрыве погибло семь членов экипажа. Уткнувшись кормой в грунт (нос лодки выступал на три метра из воды), "малютка" медленно тонула. Взрывом с мостика сбросило командира, дивизионного штурмана, рулевого С.Ф. Компанейца (впоследствии старшина 1-й статьи, командир отделения рулевых-сигнальщиков на М-90) и моториста И.А. Лаптева. Все, кроме утонувшего штурмана, смогли подплыть к носовой части полузатонувшей лодки и взобраться на нее. Командир М-98 считая, что "девяносто четвёртая" подорвалась на мине, застопорил дизель и дал малый задний ход под электромотором - в 7:06 в стороне от неё на камнях взорвалась ещё одна торпеда U-140. Спустя 40 минут подошедшая с М-98 шлюпка сняла всех троих подводников. В лодке остались восемь человек во главе с инженер-капитан-лейтенантом В.С. Шиляевым, собравшихся в центральном посту. Через два часа все они методом шлюзования вышли через боевую рубку и поплыли к видневшемуся вдали берегу острова Даго (Хииумаа), через полтора часа были подобраны подошедшим из Трииги катером ПК-219. Это был единственный в Великую Отечественную войну случай успешного использования боевой рубки для выхода личного состава из затонувшей лодки. В конце июля затонувшую "девяносто четвертую" искали водолазы АСС КБФ СС "Сатурн", спускавшиеся на грунт в местах появления масляных пятен, но не обнаружили её. Летом 1990 года "малютку" снова искали в этом районе, но не нашли...
В 2019г. эстонский ВМФ дал немного хроники ...
А вот что нашел в своих старых папках по дальнейшей судьбе спасшихся подводников М-94:
+ Дьяков Николай Васильевич командир лодки капитан-лейтенант (погиб, командуя М-97, в сентябре 1942г.),
Компанеец Степан Федорович рулевой ст. краснофлотец (в 1943г. походы на М-90)
Лаптев И.А. старшина моторист
+ Шиляев Виктор Семенович инженер-капитан-лейтенант (погиб на североморской М-175 в январе 1942г),
+ Трифонов Н.А. старшина рулевых-сигнальщиков (погиб боцманом на "Калеве" в октябре 1941г.),
Холоденко Георгий Михайлович старший рулевой старший краснофлотец 17 августа 1941г представлялся на Красное Знамя дали Красную Звезду №133 от 1941г
Малышенко Платон Семенович гидроакустик старшина 2-й ст., 11.4.42 "За отвагу"
Митрофанов старшина торпедистов
Голиков торпедист
+ Линьков Николай Романович командир отделения трюмных погиб на Щ-408 в мае 1943г
Шипунов краснофлотец
Это сообщение редактировалось 25.03.2022 в 08:54