Реклама Google — средство выживания форумов :)
Пассивный гидроакустический комплекс МГК-608
В северо-западной части Черного моря, начиная с 2019 года, начато размещение стационарного пассивного гидроакустического комплекса МГК-608. Особенностью данного комплекса является то, что установка гидроакустических буев (антенн) осуществляется на расстоянии до 200 километров от береговой линии, а радиус обнаружения составляет около 100-150 миль.
Передача данных об обстановке будет осуществляться через оптоволоконные каналы связи на пункт обработки и анализа информации.
После развертывания гидроакустического поля от мыса Тарханкут, вероятно, до района к востоку от острова Змеиный, РФ будет иметь возможность полностью контролировать надводную и подводную обстановку в северо-западной и западной акватории Черного моря.
Стационарный гидроакустический комплекс «Рациональность ВГ-5»
Также для определения надводной и подводной обстановки, как в ближней морской операционной зоне, так и в прибрежной зоне акватории Черного моря развернут и продолжат разворачивать ряд гидроакустических систем, которые с большой вероятностью также будут интегрированы в Единую государственную систему освещения надводной и подводной обстановки.
Речь идет о стационарном гидроакустическом комплексе «Рациональность ВГ-5», предназначенным для ведения гидроакустической разведки и классификации подводных и надводных целей (в режимах гидролокации и шумопеленгации), а также для обеспечения звукопроводящей и акустической телеграфной связи с подводными лодками и другими объектами в открытом море.
Система «Дельта-МГА»
За период, в течение 2018-2019 годов проведены испытания и ввод в эксплуатацию новой системы «Дельта-МГА», которая активно используется в интересах ПАО «Газпром» (по заявлениям — в интересах безопасности подводных линий газопроводов). Данные гидроакустические станции установлены на трассе газопровода «Турецкий поток».
РФ не оставляет перспективы наращивания средств гидроакустической разведки за счет ее размещения на инфраструктурных объектах «Голубого потока» и «Турецкого потока», что практически приведет к полному контролю подводного пространства Черного моря.
Ввиду крайнего недостатка времени и высоких скоростей ракет преимущества ЗАК могут быть реализованы только в автоматическом режиме. Система должна самостоятельно искать цели и открывать огонь на поражение. Запрашивать подтверждения у неё нет времени.
Угрозу создает не пресловутое «восстание машин», а, наоборот, несовершенство электронных мозгов. В программе приличествуют ограничения на скоростной диапазон и размеры возможных целей, но какое решение примет компьютер, предсказать невозможно. И это не просто баг программы. Это 70 выстрелов в секунду.
Он опасен.
Очевидцы, видевшие «Фаланкс» вблизи, говорят о гнетущем впечатлении при работе установки. Комплекс непрерывно гудит приводами и целится куда-то в небе. Что он там видит, не успевает понять никто. «Фаланкс» уже наводится на следующий объект, который, по его мнению, способен представлять угрозу.
В 1996 году зенитный автомат японского эсминца «Юбари» раскромсал пролетавший вблизи штурмовик «Интрудер».
В другой раз «Фаланкс», установленный на борту транспорта вооружений «Эль Пасо», после стрельбы по воздушной мишени перевел огонь на вертолетоносец «Иводзима», убив находившихся на мостике.
Жаркой февральской ночью 1991 года зенитный автомат фрегата «Джеррет» попытался перехватить выпущенные противником ПКР. Вместо иракских ракет он «засадил» по «Айове».
К слову, те ракеты были перехвачены британским эсминцем с помощью ЗРК.
ЗАК не используются на практике. Их работу демонстрируют в идеальных условиях морских полигонов. При отсутствии вблизи всего живого и неживого, кроме самой мишени. После успешных стрельб его отключают и забывают о его существовании.
Как пользоваться им в боевых условиях? Отчаянные времена требуют отчаянных решений.
Все понимают, что зенитные средства кораблей эскорта могут как следует «проредить» авиагруппу своего же авианосца. Или устроить мощный обмен залпами между силами соединения. В противном случае имеется риск пропущенной ракетной атаки. Выбор худшего из двух зол.
Проблема в том, что боевые условия наступают слишком внезапно.
Экипаж израильского корвета «Ханит» явно забыл о наличии «Фаланкса» на борту. Патрулируя вдоль побережья Ливана, корвет был внезапно поражен противокорабельной ракетой (2006 год).
Разумеется, ЗАК в тот момент бездействовал. Как уже было замечено, непрерывная работа «Фаланкса» несет неоправданные риски. Автоматическая зенитка рано или поздно изрешетит какой-нибудь лайнер, заходящий на посадку в аэропорт Бейрута.
Никто из военных не готов нести ответственность за возможную трагедию. Потому и в мирное, и военное время флот обойдется без «Фаланкса».
Стоит ли удивляться, что при ракетной атаке в Персидском заливе ЗАК фрегата «Старк» находился в режиме «ручного управления». Проще говоря, он был отключен. Без возможности использовать заложенный в него боевой потенциал.
Как установленный на корме ЗАК мог перехватить ракету на курсовых углах, это уже другой вопрос. О том, почему проект фрегата предусматривал только один «Фаланкс», мы поговорим парой абзацев ниже.
Корабельная зенитка с автономной системой наведения подобна хранящемуся в сейфе пистолету. В случае угрозы достать его нет времени. А ходить с таким пистолетом неудобно, потому что нет предохранителя. И вообще, он стреляет в произвольный момент времени.
Вопреки распространенному убеждению о важности «активной обороны» в современной войне на море, на практике наблюдается как раз обратное.
..Забегая вперед, выскажу крамольную мысль. Ни один современный надводный корабль, ни поодиночке, ни в составе соединения, не может противостоять тому списку противокорабельных средств, которые создавались в течение последних десятилетий.
К какой войне готовятся корабли?