С целью снижения рисков в ОДК принято решение об отработке двух технологических направлений:
послойная выкладка препрега в пресс-форму с последующей полимеризацией в автоклаве ("препреговая" технология) и формирование трехмерного тканого армирующего каркаса с последующей пропиткой под давлением в пресс-форме и полимеризацией (технология "3D-ткачества"). Новая технология отрабатывается в размерности двигателя ПД-14 (т.е. лопатка меньшего размера - 750 мм против 1250 мм).
"Головным разработчиком двигателя ПД-35 - АО "ОДК-Авиадвигатель" - в 2020 году выполнен большой объем работ по отработке "препреговой" технологии, в том числе проведены испытания демонстрационного вентилятора в составе двигателя ПД-14. Создание технологии "3D-ткачества" закреплено за разработчиком компрессора низкого давления двигателя ПД-35 - ПАО "ОДК-Сатурн". В настоящее время по технологии "3D-ткачества" изготовлены конструктивно-подобные элементы и комплект рабочих демонстрационных лопаток вентилятора. В 2021 году запланировано проведение комплекса сравнительных испытаний рабочих лопаток вентилятора из ПКМ, изготовленных по обеим технологиям"
ОДК запустила программу организации ремонта двигателя АИ-222-25, которая рассчитана на два года и предполагает модульную замену деталей в зоне эксплуатации двигателя на учебной базе в Армавире.
"Обычная практика при серьезной неисправности двигателя - транспортировка на авиаремонтный завод для восстановления работоспособности, что, с учетом всех необходимых сроков, не всегда комфортно для наших заказчиков. Мы идем навстречу нашим клиентам и развиваем в ОДК лучшие практики решения подобных задач, в том числе, активное внедрение технологий по модульному ремонту авиадвигателей АО "ОДК" в условиях эксплуатации".
"Производственный комплекс "Салют" разработал и уже использует 11 методик модульной замены узлов двигателя. Уникальность конструкции двигателя АИ-222-25 в том, что он состоит из модулей. Эта особенность заложена разработчиками при создании двигателя и обеспечивает преимущество в его сервисном обслуживании и ремонте".
Украинское предприятие "Мотор Сич", специализирующееся на производстве авиадвигателей, подписало контракт на поставку силовых установок для нужд китайских ВВС. 400 моторов АИ-322 обойдется китайской стороне в 800 млн долларов
"Эта работа будет способствовать повышению количества школьников, сдающих ОГЭ и ЕГЭ по профильным для ПАО "ОДК-Сатурн" дисциплинам - физика и математика, увеличению количества поступающих в РГАТУ им. П. А. Соловьева на технические специальности и притоку квалифицированных молодых специалистов на предприятие"
Холдинг "Технодинамика" Госкорпорации Ростех осваивает производство новых видов топливных регуляторов для авиационных двигателей.
Для этого на "МПО им. И. Румянцева" спроектирован и изготовлен уникальный испытательный стенд для проведения приемосдаточных и периодических испытаний.
Еще один действующий испытательный стенд был доработан таким образом, чтобы проводить на нем регулировку и испытания распределителя топлива для двигателей самолетов.
"Стендовые испытания являются одним из важнейших этапов производства, поэтому создание испытательного стенда - процесс не менее сложный, чем создание самого агрегата. Для этого требуется тесное взаимодействие между разработчиками агрегата и инженерами-механиками, работающими над испытательным стендом. Готовясь к производству нового вида продукции на предприятии, специалисты "Технодинамики" сразу же создают для нее испытательную базу.
Агрегаты, для испытания которых созданы эти стенды, сейчас существуют только как опытные образцы - это новый вид продукции для "МПО им. И. Румянцева". Их успешные испытания на стендах позволят предприятию приступить к серийному производству".
В конце 2020 года состоялось знаменательное для отечественной авиационной промышленности событие: с аэродрома Иркутского авиационного завода в небо поднялся и совершил первый полет российский самолет МС-21-310, оснащенный пермскими турбовентиляторными двигателями нового поколения ПД-14.
Специалисты Института теоретической и прикладной механики им. С. А. Христиановича СО РАН выполнили работы, связанные с исследованиями прочности лопаток авиадвигателя, — для уменьшения последствий их разрушения при работающем двигателе и в итоге пробития его внешней оболочки и обшивки фюзеляжа самолета. Имеющийся опыт математического моделирования и расчетов процессов деформации и разрушения тел помог успешно решить поставленную задачу.
Институт гидродинамики им. М. А. Лаврентьева СО РАН совместно с АО «ОДК-Авиадвигатель» провели исследование акустических резонансных явлений в каналах перепуска турбовентиляторных двигателей и предложили способы борьбы с этими нежелательными явлениями.
Институт химической кинетики и горения им. В. В. Воеводского СО РАН активно участвует в научно-исследовательских работах по измерению размеров твердых частиц в продуктах сгорания топлива на выходе из авиационного двигателя. Основной целью совместных исследований АО «ОДК-Авиадвигатель» и ИХКГ СО РАН стало определение фракционного и химического состава аэрозольных продуктов сгорания (нелетучих частиц) авиационного керосина в воздухе с использованием стандартизованных Международной организацией гражданской авиации методов отбора, транспортирования и подготовки пробы для газового анализа. При работе над ПД-14 сибирские ученые и инженеры из Перми впервые получили уникальные данные по распределению размеров наночастиц сажи в зависимости от режимов работы двигателя.
"Двигатель запустился с первого раза, ожидаемые характеристики в ходе первого запуска подтверждены. Это начало большого пути, который нам предстоит пройти очень быстро. Результатом станет первый в России серийный двигатель для легких вертолетов, таких как "Ансат-У" и Ка-226Т"
Власти Украины ввели санкции против гражданина Китая Ван Цзина и связанных с ним компаний, следует из указа президента Украины Владимира Зеленского.
Под ограничения попали четыре компании — Beijing Xinwei Technology Group Co., Ltd; Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment Co., Ltd, Skyrizon Aircraft Holdings Limited и Hong Kong Skyrizon Holdings Limited.
"Действительно, такой проект есть. Оборудование для центра уже поставлено. На реализацию проекта повлияла пандемия, которая заставила скорректировать сроки пуско-наладочных работ. Запуск объекта и ремонт первых двигателей планируются уже в этом году. Полная аттестация производства запланирована на 2022 год"
Завершается научно-исследовательская работа по разработке перспективного двигателя ПД-35, его облик определен, ведется создание 18 критических технологий.
"Особенностью является то, что при разработке ПД-35 все технические решения по двигателю будут приниматься исходя из обеспечения минимальной стоимости жизненного цикла. Т.е. целью при разработке будет не только достижение технических характеристик (в первую очередь - топливной эффективности и ресурса), как в предыдущих поколениях двигателей, или сочетания характеристик и цены, как было сделано для ПД-14, но и полные затраты на жизненный цикл, включая и цену, и стоимость обслуживания, и топливную эффективность"
"Сегодня мы увидели результат успешного взаимодействия с инозаказчиком. Установленный на учебно-тренировочный самолет двигатель АЛ-55И отвечает всем самым современным требованиям по безопасности, надежности и работоспособности, что крайне важно при обучении курсантов. Сейчас мы уже вплотную подошли к завершению ОКР, вскоре передадим заказчику несколько изделий для завершающей стадии сертификации самолета. Изделию осталось подтвердить свой ресурс в ходе лидерной эксплуатации, после чего начнется его серийная лицензионная сборка"
В контуре АО «ОДК» для изготовления сложнопрофильных деталей, таких как лопатки газотурбинных двигателей, из титановых сплавов широко применяется изотермическая штамповка. Для выполнения штамповки лопаток требуется предварительное фасонирование (формообразование) исходной прутковой заготовки. Группа специалистов рыбинского предприятия ОДК сформулировала техническую идею применения для формообразования фасонированных заготовок из титанового сплава аддитивной технологии – селективного электронно-лучевого сплавления металлопорошковой композиции с последующей штамповкой. Процесс получил название «Гибридная аддитивная штамповка».
«внедрение технологии изготовления фасонированных заготовок методом селективного электронно-лучевого сплавления позволяет существенно сократить сроки и стоимость получения первых годных деталей на стадии опытно-конструкторских работ. Проведение натурных испытаний наряду с цифровым моделированием процесса штамповки позволяет на 100% подтвердить качество будущих заготовок лопаток до изготовления дорогостоящей штамповой оснастки полного цикла обработки давлением».
«Аддитивная технология электронно-лучевого сплавления имеет ряд преимуществ перед другими аддитивными технологиями высокого уровня технологической готовности. Данный процесс проводится в вакууме при высокой мощности излучения и высоких температурах рабочей зоны (до 1000 °C), что позволяет синтезировать детали с минимальными внутренними напряжениями, отсутствием пор, высоким качеством и стабильностью микроструктуры. Также эта технология имеет высокую производительность, минимальную стоимость и высочайшее качество используемой металлопорошковой композиции, получаемой по технологии центробежного распыления»
В 2020 году ПАО "Протон-ПМ" испытал 147 газотурбинных двигателей наземного применения, в том числе 34 - мощностью 25 МВт, 73 - ГТУ-16, 19 - ГТУ-12 и 21 - ГТУ-10. Сопоставимый объем запланирован и на этот год. В 2019-м "Протон-ПМ" подтвердил работоспособность 135 ГТУ, а годом ранее - 112 установок. Двигатели испытываются в интересах пермских предприятий Объединенной двигателестроительной корпорации и предназначены для объектов газотранспортных, газодобывающих и энергетических компаний России.
Изготовление комплектующих и испытания газотурбинной техники - это традиционное для нашего предприятия направление диверсификации. Сегодня наблюдается устойчивая тенденция к увеличению объемов выпускаемой продукции и услуг, которые мы оказываем компаниям ОДК, и мы предпринимаем все усилия, чтобы не сдерживать рост производства наших партнеров по пермской газотурбинной кооперации.
"Протон-ПМ" зарекомендовал себя как надежный партнер по испытаниям наземных двигателей, и высоко оценивает усилия коллег, которые стремятся увеличить пропускную способность комплекса. По его мнению, это поможет обеспечить ритмичность процесса производства и испытаний ГТУ.
Создан для учебно-тренировочного самолёта HJT-36 разработки корпорации Hindustan Aeronautics (Индия). Основные опытно-конструкторские работы завершены в августе 2010 года. В Индии осуществляется организация лицензионного производства АЛ-55И, до начала производства небольшие партии двигателей для HJT-36 закупаются у НПО «Сатурн». Двигатель создавался при финансировании Индии.
В 2009 году НПО "Сатурн" завершило приемо-сдаточные испытания трех опытных двигателей АЛ-55И для индийской HAL.
В 2010 году двигатель АЛ-55И был модернизирован конструкторами НПО "Сатурн", которые уменьшили массу двигателя более чем на 50 килограммов.
К 2011 году НПО Сатурн передало Индии 10 двигателей АЛ-55И. В составе опытного самолета HJT-36 двигатель АЛ-55И успешно выполнил программу летных сертификационных испытаний, по итогам которой подписан совместный отчет НПО "Сатурн", корпорации "HAL" и сертификационного органа Индии. В 2011 году НПО "Сатурн" заключило контракт на поставку ВВС Индии дополнительно десяти авиадвигателей АЛ-55И для однодвигательных учебно-тренировочных самолетов HJT-36 индийской разработки.
19 февраля 2015 года глава "Объединенной двигателестроительной корпорации" (ОДК, входит в "Ростех") Владислав Масалов сообщил о том, что производство российских двигателей АЛ-55И для учебно-тренировочных самолетов индийской разработки HJT-36 планируется начать в Индии в 2016 году.
Для масштабного внедрения промышленной 3D-печати на предприятиях Ростеха в 2018 году на площадке ММП им. В.В. Чернышева был создан Центр аддитивных технологий. Организаторами ЦАТ стали холдинги авиационного комплекса Корпорации: ОДК, «Вертолеты России», КРЭТ и «Технодинамика». Центр выступает единым интегратором в области аддитивного производства для предприятий Ростеха.
Сегодня это крупнейшее в России предприятие, специализирующееся на промышленной 3D-печати полного цикла. Здесь создаются детали для самых масштабных проектов отечественной авиации, таких как двигатели ПД-14, ПД-35, ВК-650В, ВК-1600В, вертолет «Ансат».
В ближайших планах – старт производства первых серийных компонентов для авиадвигателя ПД-14.
ЦАТ обладает наиболее крупным парком оборудования для 3D-печати в России – 41 единица аддитивного и вспомогательного оборудования. В феврале текущего года Центр прирастет новой техникой, которая позволит на 261% увеличить объемы производства. Кроме того, ЦАТ получил статус сервисной компании полного цикла, что дает возможность организации серийного производства деталей авиадвигателей.
На базе ЦАТ создается распределенная инфраструктура подразделений по работе с аддитивными технологиями на предприятиях Госкорпорации, где инженеры ведут опытные работы, изучают возможности применения 3D-печати на конкретных производствах. Сотрудники ЦАТ проводят обучение по международной программе Additive Minds («Аддитивное мышление»). За два года существования проекта в обучении приняли участие около 100 специалистов. Таким образом, в том числе решается вопрос нехватки кадров в этой еще молодой индустрии.
5 февраля 2021г., AviaStat.ru – Центр аддитивных технологий Госкорпорации Ростех ввел в эксплуатацию 24 новых единицы оборудования для изготовления деталей авиадвигателей методом промышленной 3D-печати. Это позволит нарастить объемы производства на 261% в 2021 году.
"Непосредственной целью проекта является разработка рекомендаций по снижению вибрации двигателя АИ-222-25 при помощи современных цифровых методов. Алгоритмы предиктивной аналитики позволяют определить слабые места в конструкции двигателя, зная которые мы сможем заранее вносить коррективы и управлять уровнем вибрации.
Прогнозирование вибрационного состояния двигателя на этапе сборки позволит не только успешно пройти контрольные испытания, но и обезопасить предприятие от возможных рекламаций по причине проявления повышенной вибрации в эксплуатации".