Буксир "Алупка" , ранее Буксирный пароход "Мстислав Удалой" Русского Дунайского пароходства,
построенный в 1902 г. Саутшилдсе (Англия) . (на фото похожий Буксир "Мангуш" - бывш. буксирный пароход "Данай" ("Danae") был заложен на судоверфи J.P.Rennoldson & Sons, г.Саут-Шилдс, Великобритания ) .
Буксир "Алупка" Черноморского Флота .
ТТД:
Водоизмещение: 195 т.
Размеры: длина - 31,05, ширина - 5,85 м, осадка - 3,5 м.
Скорость полного хода: 9,5 узлов.
Дальность плавания: 1200 миль при 6 узлах.
Силовая установка: котломашинная, 370 л.с.
Вооружение: первоначально - 1х1 120-мм и 1х1 75-мм орудия; с 1941 г.: 2х1 12,7-мм и 1х1 7,62-мм пулеметы.
Экипаж: 40 чел. (с 1921 г. - 21 чел.)
История судна:
Мобилизованный буксир
Буксирный пароход "Мстислав Удалой" Русского Дунайского пароходства, построенный в 1902 г. Саутшилдсе (Англия), порт приписки - Одесса.
- 22.04.1915 г. призван по военно-судовой повинности и зачислен в состав Дунайской транспортной флотилии (ЭОН) в качестве портового судна. Участвовало в 1-й мировой войне, использовалось для обеспечения боевых действий сухопутных войск Румынского фронта.
- 17.01.1918 г. вошло в состав Красного ЧФ, но 28.03.1918 г. было захвачено в Одессе австро-германскими войсками и в ноябре 1918 г. возвращено прежним владельцам. 06.04.1919 г. после освобождения Одессы частями РККА национализировано, но 23.08.1919 г. захвачено белогвардейцами и вновь возвращено акционерам Русского Дунайского пароходства.
- 07.02.1920 г. после установления Советской власти в Одессе судно вновь национализировано и передано Черномортрану НКПС, а 11.08.1920 г. мобилизовано, поставлено на вооружение и зачислено в состав ДОТ МСЧМ в качестве канонерской лодки. С 22.08.1920 г. - Канонерская лодка №6, а с 01.01.1921 г. - Канонерская лодка №2.
- 29.05.1921 г. разоружена и исключена из списков судов РККФ в связи с передачей Черноморской партии Госсудоподъема для использования в качестве буксира. С 29.05.1921г. - снова "Мстислав Удалой", а с 17.03.1922 г. - судно получило название "Алупка".
- Буксир "Алупка" находился сначала в подчинении НКПС, с 30.01.1931 г. - Наркомвода и с 09.04.1939 г. - НКМФ. Судно прошло капитальный ремонт в 1929 г.
- В период 08.07-12.09.1940 г. в качестве буксира боновой партии входил в состав плавсредств Одесской ВМБ ЧФ.
- 09.07.1941 г. был снова мобилизован, принят от НКМФ и в качестве буксира зачислен в состав плавсредств ОХР Новороссийской ВМБ ЧФ.
Участвовал в Великой Отечественной войне: охрана рейдов и гаваней, воинские перевозки на малоземельский плацдарм, обеспечение боевых действий сил флота.
- 30.11.1944 г. был исключен из списков судов ВМФ в связи с возвратом Черноморскому государственному морскому пароходству.
- 23.03.1946 г. поступил в подчинение ММФ, 15.03.1953 г. - ММРФ и 25.08.1954 г. - вновь ММФ.
В 1960-х гг. выведен из эксплуатации, исключен из списков судов ММФ и сдан "Главвторчермету" для демонтажа и разделки на металл.
Буксиры . АЛУПКА (до 22.08.1920 г. "Мстислав Удалой", до 1.01.1921 г. КЛ № 6, до 29.05.1921 г. КЛ № 2, до 17.03.1922 г. "Мстислав Удалой")