SashaMaks> Двигатель РДМ-60-6, два последних испытания двигателя:
Было такое испытание:
(
Запуски ракет и испытания [SashaMaks#26.12.20 11:15])
(
Высотные ракеты SashaMaks [SashaMaks#26.12.20 11:45])
после которого я изменил конструкцию сопла так, чтобы не происходило разрушения хрупкого материала в сопле. Это решение успешно прошло испытания уже в 4-х двигателях из 4-х испытанных на режиме:
РДМ-60-6 №122 (стенд);
РДМ-60-6 №123 (стенд);
РДМ-60-6 №125 (ракета);
РДМ-60-11 №127 (стенд);
т.е. успешность данного решения 100%.
Но конструктивно решение данной проблемы не ограничивается применением только керамики, а относится вообще к любому хрупкому материалу, в том числе и к графиту. Так же не имеет значения и форма исполнения хрупкой части сопла с раструбом или без – просто вставка.
Это означает, что разрушение раструба у №121 и сопла вообще (что важно) произошло в нештатном режиме по той же причине, что и раньше до применения данного решения – из-за раздувания корпуса, скрепленного с хрупким материалом сопла. При этом так же в керамической вставке сопла двигателя РДМ-60-6 №121 образовались трещины корпуса, где в их пространстве в зоне критического сечения уже возле стенки корпуса сопла из углепластикового композита на фенольной смоле шёл горячий газ ровно так же, как если бы всё сопло целиком было выполнено из данного материала.
Следствием этого разрушения керамической вставки стал прогар корпуса сопла в зоне критического сечения с последующим местным кольцевым разрывом корпуса из фенольного углепластика, и вылетанием керамической вставки на 2/3 режима, т.е. фенольный углепластик проработал 2/3 на режиме в зоне критического сечения и прогорел, имея толщину стенки всего 2мм под рабочим давление (50…60)атм, так как установленный режим по Кн в точности такой же, как и в последующих двигателях, где данные тяги потеряны не были. Это сопоставимо по разгару с керамикой!
Поэтому есть большие основания полагать, что сам раструб из фенольного углепластика не отработал на штатных нагрузках и был перегружен из-за разрушения керамической вставки в зоне крит. сечений, то по логике данное испытание не состоялось и его требуется повторить уже с исправлением конструктива соплового блока так же, как это было сделано и с керамическими соплами.
Соответственно следующим экспериментом в двигателях малого удлинения будет испытываться сопло из фенольного углепластика с графитовой вставкой совместно с натриевой карамелью с алюминием в трубчато-звездообразном заряде. Т.е. задача несколько усложнена для такого сопла, но оно имеет массу на 30г меньше, чем керамическое сопло с графитовой вставкой, при этом становится возможным достижение КМС двигателя на уровне 0,12…0,13 вместо 0,14…0,15.
Для данного эксперимента уже подготовлено новое сопло из фенольного углепластика с графитовой вставкой для немного более длинного двигателя с L/D=7, не L/D=6. Для него доработал свою технологию по изготовлению фенольного углепластика для сопл. Улучшил получение геометрии формы и главное увеличил плотность образцов, чтобы получить максимальную эрозионную стойкость материала. Итого расчётная масса весьма точно совпадает с полученной (20...21)г, т.е. пор почти не осталось. В теории графитированное углеволокно в качестве наполнителя для фенольной связки должно работать ещё лучше, чем прочие наполнители в бакелитах, то в идеале разгар в раструбе должен быть минимален и не менять существенно его профиль. При этом часть раструба всё равно приходится на графитовую вставку до степени расширения по диаметру 1,6, а само сопло получается очень легким и прочным - прочным именно на разрыв, а не только на сжатие, что позволяет делать его тонкостенным и профилированным.
В теории я ожидаю разгар до 1мм на сторону + 1мм оставшейся поврежденной толщины на аблирование и ещё 1мм целой оставшейся толщины раструба на обеспечение его конструктивной прочности. Но число по-человечески мне в это не верится)))
П.С. Это детальное описание сути постановки следующего испытания двигателя на стенде, чтобы тут не казалось некоторым, что у меня всё происходит по случайности, и нет никакой воспроизводимости.
Перечень здесь внесённых изменений:
1. Натриевая карамель с алюминием вместо простой натриевой карамели;
2. Новый сопловый блок;
3. Фенольный углепластик в раструбе;
4. Графитовая вставка на конус;
5. Новые толщины ТЗП в сопловом блоке;
6. Новая форма заряда;
7. Новое ТЗП у заглушки и звезды;
8. Новое закрепление воспламенителя.
Везде по этим пунктам может быть фатальный отказ.