Имеется альтернативная версия происхождения рефрижераторного парохода «Невельск», в последствии - «Суходол».
По сведениям из архивной справки, приложенной к приемному акту транспортного рефрижератора «Невельск», в 45-ом году в районе г. Балтийск (быв. Пиллау) был поднят немецкий транспорт «Везерштейн», затонувший от близкого взрыва авиабомбы в воде около кормы парохода. Сухогрузный пароход «Везерштейн» принадлежал к классу германских стандартных судов типа «Ганза», построенный в 1943-44 гг.
По данным одного из голландских сайтов, претендующего на сайт музея (официального?) верфи Nederlandsche Scheepsbouw Mij. в Амстердаме, пароход «Weserstein» (№ 352) спущен на воду 20 ноября 1943 года и в том же году сдан заказчику - Schifffahrt Treuhand GmbH, Hamburg.
Немецкие источники указывают дату постройки – 1 июня 1944 года.
26 мая 44-го судно было зачислено в состав флота Norddeutscher Lloyd, Bremen, получив название «Weserstein», позывные – DOYE.
С датой, местом и причиной затопления парохода разногласий между разными источниками, вроде, нет – 12 апреля 1945 г., район Пиллау, авиаудар.
Постановлением Совета Министров СССР № 1519-673сс от 9 июля 1946 г. – «О распределении трофейных судов, поднимаемых Аварийно-спасательным управлением ВМС Министерства вооруженных сил СССР» - грузовое судно «Везерштейн», поднятое в районе Пиллау, передавалось Министерству рыбной промышленности западных районов СССР для переоборудования под рефрижераторное судно.
В октябре 1946 г. п/х «Везерштейн» был поставлен в плавдок завода Министерства судостроительной промышленности СССР в Калининграде, где ремонтировался силами проектно-монтажной конторы «Судохладомонтаж» до 3 ноября 48-го года. Одновременно, ПКБюро «Судохладомонтаж» составило эскизный проект переоборудования сухогрузного парохода «Везерштейн» под рефрижераторное судно.
Эскизный проект р/п «Рефрижератор №4», как комбинированного производственно-транспортного судна с сухими воздушными морозилками и воздушным охлаждением трюмов, предусматривал следующие варианты:
По топливу для котлов:
а) на угольном топливе
б) на нефтяном топливе
По холодильной установке:
а) абсорбционная установка (аммиак)
б) компрессорная установка (аммиак)
Из указанных вариантов, руководством рыбной промышленности был утвержден вариант на угольном топливе с абсорбционной холодильной установкой, обеспечивающей воздушное охлаждение трюмов до – 15 градусов С и замораживание в воздушных морозилках 64 тн. рыбы в сутки.
Распоряжением Совета Министров СССР № 903-р от 4 февраля 1947 г. Министерство рыбной промышленности западных районов СССР обязывалось передать пароход «Вессерштейн» Министерству рыбной промышленности восточных районов СССР.
В соответствии с этим распоряжением, приказом по Минвостокрыбпрому СССР № 64 от 17 марта 1947 г., пароход «Вессерштейн» был передан комбинату «Востокрыбхолод», которому предписывалось в кратчайший срок заключить договор с проектно-монтажной конторой «Судохладомонтаж» на переоборудование судна под рефрижератор. Этим же приказом п/х «Вессерштейн» переименовывался в «Невельск».
В ходе восстановительного ремонта и переоборудования парохода, периодически издавались постановления и распоряжения Правительства, а также приказы по МРП восточных районов СССР и МРП СССР, с целью ускорить ввод в эксплуатацию рефрижераторного парохода «Невельск».
После выхода из дока в ноябре 1948 г. р/п «Невельск» дооборудовался и ремонтировался у стенки завода «Судохладомонтаж».
9 июня 49-го года в третьем трюме загорелась пробковая изоляция. Пожар продолжался несколько часов.
С 28 ноября 1949 г. судно перешло на отопление помещений от собственных паровых котлов, которые поочередно вводились в действие. С этого же времени начали работать отдельные вспомогательные механизмы.
С апреля 1951 г. начались наладочные и регулировочные работы по обеим АХМ, судно перешло на освещение от собственной электростанции.
В этом же месяце было произведено кренование судна и на его основе уложено около 300 тн. твердого балласта. 2-го и 21-го июля были произведены контрольные кренования для проверки результатов укладки твердого балласта.
С 19 мая по 8 июня 1951 г. р/п «Невельск» прошел обработку СБР на внешнем рейде Балтийска, где маневрировал на различных курсах, управляясь собственной машиной. По завершении обработки пароход вернулся обратно в угольную гавань и к стенке завода «Судохладомонтаж» своим ходом.
В июле 51-го года начались интенсивные испытания и регулировка АХМ.
С 28 августа 1951 г. начались швартовые и ходовые-сдаточные испытания, которые проходили в районе Балтийска и Клайпеды. По их окончании, 6 сентября, «Невельск» вернулся на завод для контрольных вскрытий механизмов и устранения дефектов.
12 сентября 1951 г. состоялось подписание приемо-сдаточного акта и пароход был передан судовой администрации, назначенной трестом «Востокрыбхолод» (капитан - Бобов Н.И., ст. механик - Пан В.С., реф. механик - Лукаржевский Е.К.).
10 октября 51-го года издан приказ по Минрыбпрому СССР № 636 о вводе в эксплуатацию рефрижераторов «Витим» и «Невельск» треста «Востокрыбхолод». С содержанием этого приказа я пока не ознакомился.
К вышеизложенному можно добавить, что в ходе переоборудования сухогрузного парохода в комбинированный рефрижератор, помимо восстановительных и ремонтных работ, было произведено, в основном, следующее:
1. Установлена навесная палуба по всей длине судна на уровне шлюпочной палубы.
2. Все грузовые устройства перенесены на навесную палубу.
3. На главной палубе установлены 4 морозильных камеры и 4 воздухоохладителя.
4. Установлены 4 люлечных элеватора, шахты которых проходят в трюмы через навесную, главную и твиндечную палубы.
5. Выгорожено помещение для абсорбционной холодильной машины (АХМ) за счет трюма и твиндека № 2.
6. Изолированы 3 трюма и 3 твиндека (до главной палубы) твердой пеной в плитах и пробкой в плитах.
7. Улучшены, за счет расширения средней и кормовой палубных рубок, бытовые условия для экипажа судна.
8. Установлена электростанция из 4-х турбогенераторов по 50 квт. для обслуживания электрохозяйства холодильной части.
9. Установлено соответствующее оборудование в виде 2-х АХМ, насосов, вентиляторов и проч., необходимого для холодильной части судна.
Общие сведения из приемного акта рефрижераторного парохода «Невельск»:
р/п «Невельск» переоборудован Калининградским судоремонтным заводом в период 1946-1951 гг. из восстановленного и отремонтированного сухогрузного парохода («Везерштейн») на класс экспл. Р 4/1 С рефриж. Морского Регистра СССР по проекту ПКБ «Судохладомонтаж» под наименованием «Рефрижератор №4».
Имеет следующие главные размерения и технические данные:
Длина наибольшая - 91,85 м.
Длина по грузовой ватерлинии - 85,29 м.
Ширина на миделе - 13,50 м.
Высота борта до главной палубы (на миделе) - 8,20 м.
Высота борта до твиндечной палубы (на миделе) - 5,70 м.
Высота от верхней кромки горизонтального киля
до навесной палубы - 10,65 м.
Осадка на летнюю грузовую марку - 5,87 м.
Материал корпуса - сталь
Система набора - поперечн.
Назначение судна:
замораживание рыбы в интенсивных воздушных морозилках и перевозка мороженной рыбы в изолированных трюмах с воздушным охлаждением.
Холодильные машины - 2 абсорбционные
Главная машина - клапанная, типа Ленца № 9, мощностью 1200 и.л.с.
Паровые котлы - 2 котла системы «Прюдон-Капюс» по 170 кв.м. с тягой Гоудена
Скорость судна - около 9 узлов
Гребной винт чугунный, 4-х лопастной диам. – 4300 мм.
Регистровая вместимость брутто - 2940 рег.т.
Регистровая вместимость нетто - 1870 рег.т.
Водоизмещение в полном грузу - 5075 тн.
Дедвейт - 2388 тн.
в том числе: топливо и смазка 433 тн. (основные бункера)
Пресная вода - 578 тн.
Груз - 1362 тн.
Команда с багажом и провизией - 15 тн.
Емкость грузовых трюмов с двиндеками:
№ 1 – 851 кб.м., № 2 – 1086 кб.м., № 3 – 1466 куб.м.
Всего мест для команды судна и промрабочих - 86 мест и 2 места в лазарете.
Это сообщение редактировалось 04.09.2021 в 14:05