Инженерная операция по доставке первой советской атомной подводной лодки (АПЛ) К-3 "Ленинский комсомол" к месту вечной стоянки в Музей военно-морской славы туристско-рекреационного кластера "Остров фортов" в Кронштадте начнется в мае. Как рассказали в пресс-службе АНО "Остров фортов", подлодку доставят до музея в начале июня за одну ночь.
"В мае К-3 будет отбуксирована к Выборгу, где с помощью "мертвых якорей" установлена на погружной барже "Атлант" - единственной в России, подходящей для перевозки такого размера корабля и способной поднять его до уровня причала в порту "Моби Дик" в Кронштадте, откуда возможно перевезти подводную лодку с помощью самоходных осей через городскую улично-дорожную сеть до здания музея. Сухопутную перевозку планируется осуществить за одну ночь. Мероприятие запланировано на первую декаду июня", - сказали в пресс-службе.
Отмечается, что расстояние сухопутной перевозки подлодки, разделенной на две части по отсеку-донору (замена выпиленного и утилизированного реакторного отсека), составит 4,5 км. Никогда ранее такой большой корабль не перевозился по дорогам общего пользования.
Для проведения перевозки специалисты демонтируют и позже восстановят более 800 м бордюров, две эстакады теплосети, знаки, светофоры и другие дорожные конструкции.
По словам руководителя проектного офиса по созданию туристско-рекреационного кластера "Остров фортов" Ксении Шойгу, разработанная схема транспортировки подлодки безопасна для Финского залива и оптимальна по срокам и затратам.
"Она сочетает морские операции с сухопутной перевозкой по улицам Кронштадта. Разработанный инженерно-логистический проект в комплексе уникален. Еще никто и никогда в мире такого не делал", - цитирует пресс-служба Шойгу.
К-3 находится на Кронштадтском морском заводе с 15 декабря прошлого года. Сейчас специалисты монтируют опорные элементы, необходимые, чтобы транспортировать подлодку и установить ее в здании музея. Специальные блоки для будущего опорного основания изготовлены на Выборгском судостроительном заводе.
Обследование подлодки показало, что необходима замена более 80% покрытия легкого корпуса, подлодка подверглась коррозии. Специалисты демонтировали около 30 тонн металлоконструкций и 275 квадратных метров специального покрытия. Демонтированные детали заменят аналогами - подлодка сохранит максимальную аутентичность при реставрации.
Специалистам предстоит очистить прочный корпус К-3, нанести на него грунтовку, восстановить легкий корпус. После того, как подлодку установят в музее, работы по восстановлению ее облика будут завершены. Начнется реставрация интерьеров и создание экспозиции.
О подлодке.
Подводная лодка К-3 "Ленинский комсомол" проекта 627 была заложена в 1955 году в Северодвинске на заводе №402 (ныне "Севмаш"). В 1957 году подлодка была спущена на воду, а спустя год ее приняли в эксплуатацию.
17 июля 1962 года К-3 под командованием капитана 2-го ранга Льва Жильцова впервые в истории отечественного флота всплыла в районе Северного полюса.
8 сентября 1967 года на лодке произошел пожар в первом и втором отсеках при нахождении на боевом дежурстве в Норвежском море, погибли 39 человек, лодка самостоятельно вернулась в базу.
В 1991 году К-3 официально была выведена из состава Северного флота с планами последующего ее превращения в музей.
Сохранение подлодки в качестве центрального экспоната Музея военно-морской славы - совместная инициатива ВМФ России, Объединенной судостроительной корпорации и проекта "Остров фортов". Из Снежногорска в Кронштадт ее передислоцировали в 3 квартале 2021 года. Ранее Шойгу сообщала, что создание Музея военно-морской славы должно завершиться в 1 квартале 2023 года.